Найти тему
Галина Щербова

Тридцать серебреников

Смертная стихия денег. В кругу человеческих прав и возможностей нет большей силы. Деньги бесстрастно идут через все руки, но оседают только в некоторых. Деньги дают свободу, но ставят в зависимость от себя самих. Люди самозабвенно отдаются деньгам. Болеют деньгами. Деньги – соблазн, которым проверяется достоинство. Любовь к деньгам – земная страсть, неистовая и разрушительная, ведь предмет страсти не объект, ощущение или процесс, а ничто. Люди умирают, а деньги остаются. Память о тридцати серебрениках хранится в истории, как память об историческом герое. Зло правдоподобнее любви. Образ убийцы ярче и убедительнее образа жертвы.

Иуда Искариот ведал общими расходами общины учеников Христа, нося с собой «денежный ящик» для подаяний (Ин. 12, 6); этот род служения часто ассоциируется с корыстным характером его устремлений (евангельский текст прямо обвиняет Иуду Искариота в недобросовестном исполнении обязанностей казначея). Далее евангельское повествование сообщает, что Иуда Искариот пошёл к «первосвященникам» и предложил свои услуги: «что вы дадите мне, и я вам предам его?» (Мф. 26, 15; ср. Мк. 14, 10; Лк. 22, 4). Назначенная цена – тридцать серебреников (ср. Зах. 11, 12-13). «Кого я целую, тот и есть, возьмите его» (Мф. 26, 48 и др.).

Но почему именно тридцать? Много это или мало? Мало. Назначенная цена удовлетворила предателя, и это прямо указывает на его неверие в божественность учителя. Иуда Искариот продал не Бога, а простого человека. Узнав об осуждении Христа судом синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда в раскаянии возвратил деньги своим нанимателям со словами: «согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27, 4). Не в силах исчерпать иным действием своё непоправимое зло, он в отчаянии удавился (Мф. 27, 5). Однако самоубийство как жест раскаяния – очень высокая цена за преступление. Предательство простого человека было оценено в тридцать серебреников, но за предательство Бога пришлось доплатить собственную жизнь.

Фальшивомонетчики появились вместе с появлением монет. Во всех общественных формациях право чеканки охранялось государством. Законы Солона (640-560 гг. до н. э.) и римских императоров жестоко карали изготовление фальшивых денег. Фальшивомонетчик подвергался смертной казни, а в монетах проделывалось отверстие. Однако опытные гравёры заделывали отверстия и затушевывали до полного сглаживания. В Средние века в обращении находилось множество фальшивых монет, которые разрезали и разламывали, чтобы сделать недействительными. В немецкой духовной поэме XIV в. приводится диалог, показывающий, как иудейский первосвященник Каиафа выплачивает Иуде тридцать серебреников (Федоров-Давыдов Г.А.; Монеты рассказывают. – М.: Педагогика, 1981):

И у д а. Этот пфенниг – красного цвета.
К а и а ф а. За него ты получишь и хлеб и мясо.
И у д а. Этот пфенниг не годится.
К а и а ф а. А ты посмотри, какой у него звон.
Иу д а. Этот обрезан.
К а и а ф а. Вот тебе другой.
И у д а. Этот с дырой.
К а и а ф а. Возьми другой.
И у д а. На этом фальшивое клеймо.
К а и а ф а. Если этот тебе не нравится, дам тебе другой.
И у д а. Этот – чёрного цвета.
К а и а ф а. Возьми другой и успокойся.
И у д а. Этот оловянный.
К а и а ф а. Ты решил нас измучить.

В VIII-XI вв. пфеннигом назывался средневековый денарий (лат. denarius – десятерик), который, в свою очередь, брал начало от римского денария – тяжёлой главной серебряной монеты Рима, самой распространённой в Древнем мире. Она имела вес 4,55-3,9 гр. и чеканилась, начиная приблизительно с 210 г. до н. э. Её фракциями были викториат (3/4 Д), квинарий (1/2 Д) и сестерций (1/4 Д).

Тридцать серебреников выступили на историческую арену, когда Римской империей правил император Тиберий (14-37 гг. н. э.), с недоверием и осторожностью относившийся к иудейской вере и обрядам. Известен сестерций Тиберия, чеканенный в 20-е годы н. э., на оборотной стороне которого изображены два перекрещивающихся рога изобилия, откуда выступают бюсты внуков Тиберия – близнецов Тиберия Гемела и Германика. Римские монеты с таким изображением могли встретиться в Иерусалиме, когда там проповедовал Иисус. Однако в этот период преимущественно имели хождение монеты, на которых был выбит профиль и все титулы императора Тиберия. В таблицах нумизматического словаря значится: Сестерций, Тиберий, латунь, около 10 г. н. э. (подделка). Среди ныне известных древних монет могут оказаться и те самые, прошедшие через руки Иуды.

Став именем нарицательным, тридцать серебреников как бы переместились из исторической среды в сказочную. Но это были вполне реальные деньги. Иуда заключил сделку с первосвященниками Иерусалимского Храма. Деньги были выданы ему из храмовой кассы. Это не могли быть римские деньги, так как они не принимались в Храме в качестве подношения Господу, считаясь не просто светскими, но и языческими, и потому для религиозных целей их следовало обменивать на деньги Храма. (Берджес Энтони. Человек из Назарета. – М.: Текст, 2000).

В сделке между Иудой и представителями синедриона могли участвовать только «чистые» деньги – монеты античной Иудеи. То есть зловещие тридцать серебреников представляли собой тридцать иудейских серебряных шекелей. Шекель (от семитского saqal – взвешивать). На лицевой стороне шекеля изображена чаша и цветок ааронова посоха, по кругу дана легенда на арамейском языке. Вес монеты измерялся одним шекелем: Ш.1, это был античный семитический разновес в 1/60 мины, отличавшийся по форме от лёгкой и двойной мины. Мина, в свою очередь, счётно-весовая единица стран Древнего Востока, под влиянием которой возникла греческая весовая и денежно-весовая единица (название происходит от ассиро-вавилонского «мина» – считать). В Греции существовал ряд локальных мин, но наиболее распространённой была аттическая, которая со времени реформ Солона (594 г. до н. э.) равнялась 436,6 г. Следовательно, серебряный шекель, весом 1/60 мины, равнялся 7,27 гр. А тридцать серебреников весили 218,1 гр.

Средневековый автор, описывая торг Иуды и Каиафы и называя тридцать серебреников пфеннигами, ошибочно имел в виду денарии, римские монеты, хотя в его время уже было известно, что Иуда получил от Каиафы не денарии, а шекели. Выполнялись подражания. Подражание иудейскому серебряному шекелю периода античности называется Гёрлицкий шекель, он впервые отчеканен в XVI в. и выпускался вплоть до нового времени. Обычно чеканился из низкопробного сплава. Изображённая на лицевой стороне шекеля чаша превращена в кадильню, цветок ааронова посоха в лавровую ветвь, круговая легенда выполнена современным европейским шрифтом. Гёрлицкие шекели продавались в Гёрлице вблизи воздвигнутого там в 1481-1489 годы подражания гробу Господню в Иерусалиме, в них видели тридцать серебреников Иуды. Паломники разбирали их на сувениры.

Тридцать серебреников, выступив множественным числом, сыграли свою роль. История предательства выверена по счёту и весу. Иуда Искариот покончил с собой, а тридцать серебреников остались. Но представляя собой олицетворённую цену крови, они создали новую казуистическую проблему: деньги были выданы Иуде из храмовой кассы, но теперь не могли быть в неё возвращены по причине лежащей на них скверны. Для решения этой проблемы и, как намекает евангельский текст, во исполнение пророчеств (Иер. 32, 9 и Зах. 11, 12) их выплатили весной 33 г. н. э. за земельный участок некоего горшечника, на котором устроили кладбище для иноземцев (Мф. 27, 6-7). Есть версия, что Иуда был первым, похороненным на этом кладбище.

Деньги, выплаченные Иуде за предательство, назывались в разное время и в разных странах денариями, шекелями, пфеннигами. В России, при переводе Евангелия на старославянский язык, вместо исторического названия иудейской серебряной монеты было использовано в качестве аналога славянское слово «серебреник». Отчего и возникла недобрая связь между деньгами Иуды и первой на Руси серебряной монетой, которая и называлась «сребреник» или «серебреник», чеканилась в X-XI вв из серебра арабских монет в Киеве Владимиром Святославовичем (978-1015 гг.) и Святополком (ок. 1015 г.), и в Новгороде Ярославом Мудрым (до 1015 г.). Кроме того, известны серебреники тмутараканского князя Олега-Михайлы (ок. 1070 г.). Однако эти монеты древней Руси ничего общего не имеют с шекелями античной Иудеи.

Деньги шальные, бешенные, сумасшедшие, грязные, чистые, большие, мелкие... Деньги сваливаются на голову и тают. Деньги текут сквозь пальцы. Мы движемся в бесконечном кругообращении этой петли Мёбиуса и с навязчивой периодичностью встречаем на пути место грубой склейки, где сыграли свою роль печально знаменитые тридцать... шекелей.