Найти тему
Московские истории

Маросейка: "с церкви брали налог, как с магазина"

Если идти от Лубянской площади, то, лишь войдя на Маросейку, сразу увидишь слева красные стены церкви Николая Чудотворца – самого старого на улице здания (1657 год).

Храм давно утратил свое официальное название и называется по-свойски: «Никола в Кленниках». Сначала, правда, в названии присутствовали «блинниках», потому что, как утверждали историки, здесь торговали блинами. Но к концу XIX века в записях стали встречаться таинственные «клинники», которые после 1881 года окончательно превратились в «кленники».

Вид из выхода метро "Китай-город"
Вид из выхода метро "Китай-город"

Приход был небольшим и бедным, однако благодаря новому настоятелю – отцу Алексию Мечёву – в начале 20-го века стал известен всей Москве. В храм потянулись обездоленные, скорбящие, потерявшие надежду. Даже обитатели находящегося неподалеку Хитрова рынка сюда зачастили.

Сам настоятель жил с семьей в маленьком деревянном домике, стоящем в церковном дворе. Сын его, Сергий, получил светское образование: медицинский факультет Московского университета, затем – словесное отделение историко-филологического. Во время первой мировой войны 1914 года был братом милосердия в санитарном поезде. А весной 1919 года Сергий был рукоположен в диаконы и стал служить вместе с отцом в Кленниках, на Маросейке, а после его смерти, в 1923 году, стал настоятелем храма и главой маросейской общины.

Вот, что рассказывал Владимир Быков, который впервые пришел в храм на Маросейке в 11-летнем возрасте:

Примерно 10 - 20% собственной зарплаты каждый член общины отдавал в церковь. Зачем? Советская власть в то время придумала довольно интересный способ закрытия церквей. На церковь накладывали, как на торговое учреждение — магазин или что-то еще, — огромнейший налог, его надо было платить. А если налог не был уплачен, то церковь закрывали. Кроме того, было много больных, бедных, много людей находилось в ссылках и т.д. Эти деньги распределяли в первую очередь на уплату налога, а потом тем, кто нуждался.

Протоирей Сергий Мечев и маросейская община во дворе Храма Николая в Кленниках, середина 1920-х годов
Протоирей Сергий Мечев и маросейская община во дворе Храма Николая в Кленниках, середина 1920-х годов

По прошествии четырех лет появилась «Декларация 1927 года», изданная митрополитом Сергием (Страгородским), в которой говорилось, как важно «теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством». Не склонный к компромиссам, отец Сергий Мечёв оказался в рядах «оппозиции», за что был арестован и сослан на Север. Работал на лесопилке, на строительстве плотины, но общения со своими «духовными детьми» не прерывал.

Отец Сергий
Отец Сергий

В 1937 году он был освобожден, но вскоре чуть снова не был арестован по доносу епископа, которому открылся в своих взглядах. Около года скитался, скрытно проживал в деревне близ города Тутаева, где каждый день служил литургию. В июле 1941 года по доносу местных жителей, заподозривших в священнике немецкого шпиона, был арестован и заключен в ярославскую тюрьму. После четырех месяцев допросов и пыток его расстреляли. В августе 2000 года отец Сергий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских. Тогда же канонизировали его отца Алексия Мечёва. В Храме св. Николая в Кленниках есть придел во имя святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых.

Мария Кронгауз