В современной массовой практике российского бизнеса, компании большее предпочтение отдают работам в операционном поле, часто вовсе пренебрегая стратегическими дисциплинами маркетинга. Это вызвано желанием менеджеров компаний достичь быстрого результата. При должном уровне затрат и профессионализма исполнителей, этого результата можно добиться, однако он практически всегда будет носить бессистемный, тактический эффект.
Долгосрочный эффект и максимальная эффективность от маркетинга обеспечиваются только стратегическими разработками с глубокой структурой и внутренней синергией.
Стратегический маркетинг включает в себя три основные функции:
Точные прогнозы
Это первичная функция не только маркетинга, но и построения бизнеса в целом. На основе прогнозов формируются все будущие шаги компании. В рамках стратегического маркетинга, можно выделить четыре большие группы прогнозов, которые напрямую влияют на формирование всех основных стратегий и политик компании, начиная от плана продаж и заканчивая закупками сырья и материалов.
- Прогноз потребления и объема рынка
- Прогноз покупательского поведения и предпочтений
- Прогноз консолидации рынка и конкурентной активности
- Прогноз возможностей компании
Существует еще некоторое количество менее значимых групп прогнозов, которые могут отличаться в зависимости от отрасли или положения компании на рынке.
Комбинации инструментов маркетинга
Выстраивание работы инструментов маркетинга во времени и пространстве, с учетом модификаторов и особенностей. Только имея в наличии данные обеспечивающие широкий рыночный кругозор и понимание процессов можно выстроить сложную и при этом эффективную систему маркетинга. При этом чем глубже, полнее и регулярнее работа стратегического маркетинга, тем выше синергия непосредственных инструментов.
Контроль и корректировки
Наличие регламента постоянных тестов и корректировок внедренных решений, позволяет компании гибко реагировать на возникающие вызовы. Фактически, эту функцию можно назвать аналогом иммунной системы. Регулярное накопление информации, ее анализ и выработка мер противодействия помогает бизнесу не попадать в кризисные ситуации или минимизировать последствия. В долгосрочном периоде это напрямую влияет на выживаемость компании на рынке
Зачем все это?
В условиях ужесточающейся конкуренции стратегическому маркетингу уже не остается альтернативы. Торговать и зарабатывать по наитию не позволяет сложность процессов. В основе любого заработка компании уже лежит не просто товар, а несколько слоев, влияющих друг на друга нетривиальных факторов.
Например, мало кто знает, что основной заработок американских сыроваренных компаний-гигантов лежит уже не в собственно сырах. Сыр нередко продается ниже себестоимости. Непосредственную прибыль компании получают от высушенной и обработанной соответствующим образом подсырной сыворотки. Ценный белковый изолят, имеющий высокую добавленную стоимость, это та самая «мутная водичка», которая на российских сырных производствах местами просто сливается в отходы.
Без построенной и отлаженной системы стратегического маркетинга, подобные схемы бизнеса невозможно отслеживать и внедрять на систематическом уровне. Они просто теряются вне структурированных информационных массивов.