Одной из самых неприятных вещей во время моей учебы в ВУЗе была так называемая "педагогическая практика". Таких практик у нас было две.
Первая практика прошла довольно гладко - классный руководитель вверенного мне класса отдала мне все полномочия по организации классных часов и тематических бесед. Учительница иностранного языка, под чье начало я попал, посетила пару моих первых уроков и, дав мне несколько советов, и убедившись, что дети меня приняли, позволила мне побыть в роли учителя. Далее я вел уроки без ее участия. Получил за практику пятерку - и как учитель, и как классный руководитель.
А вторая практика была тихим ужасом. Знаете, есть такие педагоги со специализацией "тиран". Очевидно, она относилась к студентам-практикантам с большой долей недоверия, поэтому присутствовала на всех моих уроках.
Даже опытные учителя могут подтвердить, что появляется некоторое мандраже, когда на уроке присутствует "наблюдающий", который после урока в пух и прах разобьет весь ход урока. А представьте - неопытный студент, который совершенно себя еще не чувствует учителем.
Урок проходил следующим образом - я начинал в соответствии с планом выполнять весь ход, а она сидела на задней парте и, примерно со скоростью 2 раза в минуту, морщила лицо, понижая мое уже и без того отсутствующее ЧСВ.
- А может быть ...
- Нет!
- А если ...
- Нет!
- А у меня вот такая идея есть ...
- У тебя есть план, а не идея!
А после урока начинался "разбор полетов". Ей не нравилось абсолютно все, что не копировало ее собственный стиль ведения урока. Она не давала мне советов, а только лишь указывала недостатки. Причем каждый раз выявлялись все новые и новые недостатки.
Самое интересное - дети (это были восьмиклассники) это все видели и всеми силами старались мне помочь, искренне переживая, когда слышали, когда по парте учительница стукала кулаком, давая понять, что отклоняться от расписанного по минутам плана урока совершенно нельзя.
Был очень счастливый день, когда моя практика закончилась и я получил за нее четверку. Как говорят, у этой учительницы это был чуть ли не "потолок". Самое отвратительное в том, что мне совершенно было плевать - поняли ли дети, мне было главное понравиться учительнице и каждый урок провести согласно плана.
***
Поработав учителем, я и сегодня не понимаю, зачем она выбрала такую тактику. Но именно тогда я понял, что "тирания" это совершенно не мое. Это не наш метод.