Найти в Дзене
Уютный дом

Жизнь с индейцами. Историческая Америка

Несмотря на то, что Интернет стёр границы между государствами и сделал мир компактнее, многие современники имеют более чем смутное представление о том, как живут люди даже в соседнем городе, что уж говорить о другом регионе или иной стране. Некоторые ставят знак равенства между словами «чужое» и «враждебное». Другие, напротив, искренне хотят узнать больше о своих соседях и мечтают понять людей, которых отделяют от них десятки тысяч километров.

О том, что интересного можно увидеть в регионах, населённых американскими индейцами, может рассказать лишь тот, кто на протяжении многих лет прожил бок о бок с представителями древнего и уникального племени. Поэт Сергей Скудаев, автор книги «Просто хочется…», откровенно рассказывает о своём доме в поселении навахо и углубляется в культуру и историю коренных американцев:

«В США, так же, как и в России, есть места, удалённые от цивилизации. Мало желающих жить в таких местах, поэтому существует такая форма трудоустройства, как locumtenens. Это когда профессионал в медицине нанимается на три или шесть месяцев. Однажды мы увидели объявление о временной работе на территории резервации, и нам показалось это интересным. Жена послала своё резюме, и её наняли на шесть месяцев в индейский медицинский центр. Жить мы должны были в гостинице, которая расположена в городе Chambers штата Аризона.

Я посмотрел Google Maps и увидел только одиноко стоящую гостиницу, заправку и ничего вокруг...

-2

Из Флориды, где мы жили, мы прилетели в город Albuquerque, который находится в штате NewMexico.

В порту арендовали машину NissanRough и поехали на запад, в Chambers. Дорога заняла три с половиной часа. Гостиница DaysInn не дорогая, но комната нам понравилась. Единственный недостаток жизни в гостинице – это отсутствие кухни и маленький холодильник. В закутке перед туалетом имелась микроволновка и маленькая кофеварка. Мы попросили ещё один холодильник и купили электрическую сковородку с высокими бортами. Надо сказать, что, поскольку я работаю из дома, то готовлю чаще, чем моя жена. В этой сковородке я не только готовил вторые блюда, но даже умудрялся варить суп.

-3

Так выглядит гостиница DaysInn вечером.

Там мы прожили около года. В магазин за продуктами ездили в Walmart, в город Gallup NM за 50 миль, или в магазин Sam’sClubd г. Flagstaff штата Arizona за 130 миль.

Отдыхали мы в Национальном парке Окаменевший лес (PetrifiedForestNationalPark ), который находится примерно в двадцати милях от гостиницы.

Лес этот не просто так получил своё название. Он известен своими окаменелостями. Среди них – упавшие деревья, которые жили в позднем триасе около 225 миллионов лет назад.

-4

Окаменелые части деревьев.

Местами пейзаж напоминает марсианский.

Прожив в гостинице год, мы решили остаться здесь ещё на несколько лет. Нам предоставили дом с огородом в WindowRock. Window Rock – небольшой городок, который является резиденцией правительства и столицей навахо. Это самая большая территория суверенного индейского народа в Северной Америке.

Город получил название от скалы с отверстием (окном). Индейцы посчитали, что эта скала с отверстием – хороший знак, и обосновали здесь город. Население города составляет около 3000 человек. Наш дом находится на горе, а под горой располагается Индейское правительство.

-5

У нас большой по площади огород, здесь его называют backyard, но под грядки мы используем небольшую площадь. Для этого мы купили хорошей земли, которая продаётся в мешках в хозяйственных магазинах, собирали навоз. Яичную скорлупу и очистки тоже не выбрасывали, а смешивали с землёй.

Из нашего дома открывается замечательный вид. Например, скала с отверстием WindowRock, о которой я говорил ранее, видна из окна нашей гостиной.

Часто около дома можно увидеть коров и лошадей.

-6

У индейцев много не только бездомных собак, но и бездомных лошадей.

Недавно собака покусала ученика, и теперь бесхозных псов начали отстреливать. Печально, что и бездомных лошадей они отстреливают тоже.

Кстати, лошади всё ещё используются в качестве транспорта. Нередко можно наблюдать картину, когда человек на лошади разговаривает по мобильному телефону.

-7

Конечно, сегодня всё больше людей обзаводится машинами, на лошадях ездят, только если глиняную дорогу к дому в степи сильно развезло после дождя или снега, или из спортивного интереса. Каждый год навахо устраивают родео. Родео и ярмарка проходит обычно с 4 по 9 сентября.

Под скалой с окном находится мемориальный парк, посвящённый навахо-радистам, участвовавшим во Второй Мировой войне. Морские пехотинцы завербовали и обучили 29 навахо в лагере Эллиотт близ Сан-Диего, начиная с 1942 года. Интерес к индейцам в военное время был более чем прагматичным. Дело в том, что синтаксис и лингвистика их языка особенно сложны для не-навахо. Никаких учебников по их изучению не существует до сих пор. 29 навахо, призванные на службу, создали более 200 новых слов для обозначения военных терминов и сохранили их в памяти, что стало огромным преимуществом.

-8

Наиболее распространённым языком, на котором говорят навахо на юго-западе Соединённых Штатов, является атабасканский. Однако сегодня большинство индейцев навахо свободно говорят по-английски, потому что их родной язык очень трудно выучить.

Одним из моих любимых мест является каньон DeChelly. Он находится около городка Chinle AZ примерно в 70 милях от WindowRock. Мы были там три раза. На дне каньона располагаются индейские фермы, что выглядит крайне необычно. Там другой климат, нежели на поверхности. На фотографиях можно увидеть поля. Однажды я записал на камеру всю дорогу туда и обратно – получилось очень колоритное трёхчасовое видео.

Поселения индейцев очень колоритны. Нужно сказать немного об их обычаях. Многие, например, знают из литературы, что коренные американцы живут в особых домах – вигвамах. Они – своего рода символ индейских поселений. Конечно, сегодня это не так. Для жилья они используют дома, но вигвамы не исчезли. В них индейцы проводят свои многочисленные церемонии.

-9

Несмотря на развитие цивилизации в Америке, навахо чтут традиции. Некоторые из них до сих пор строят дома прямо в степи, где нет ни электричества, ни воды.

В культуре навахо царят обряды и ритуалы. Они длятся обычно четыре дня, два дня или один день. Хотя некоторые песнопения могут продолжаться до девяти дней и требовать десятков помощников. Самые важные церемонии – те, что направлены на исцеление болезней, психических и физических. Навахо также очень близки к природе, поэтому почти каждый акт их жизни – это церемония, связанная с природой, в том числе создание хогана или посадка урожая. Все церемонии культуры навахо включают песни и молитвы.

Образ жизни навахо основан на вере в то, что физический и духовный мир сливаются воедино, и всё на свете – живое и является родственным людям. Они поклоняются ветрам, солнцу и водотокам. Навахо также осторожно относятся к смерти и редко говорят о ней. Среди главных исконных церемоний навахо – Путь Благословения, который призван даровать мудрость и счастье, и Путь врага: его задача – отбивать злых духов и уничтожать призраков.

У индейцев до сих пор есть MedicineMan. Это что-то вроде знахаря и одновременно духовного лица, руководителя и исполнителя обрядов и церемоний. Но если у нас бабушки-травницы действительно могут вылечить, у индейцев всё сводится к ритуалам и песнопениям. То есть чистая «психотерапия». Рисование песком для навахо – это духовный способ исцеления больных. С этой целью они создают картину на гладком песочном ложе. Измельчённая жёлтая охра, красный песчаник, гипс и древесный уголь используются для получения изображений во время пения. Цель песнопения – вернуть состояние гармонии, которое обеспечивает защиту и исцеление. Главные проблемы сегодняшних индейцев – алкоголизм и диабет. Особенности обмена веществ навахо делают их предрасположенными и к тому, и к другому.

В культуре навахо цвет имеет много символических значений. У одного цвета могут быть разные значения в зависимости от контекста. Четыре основных цвета – чёрный, белый, жёлтый и синий. Они определяют направление. Чёрный – это север, белый – восток, синий – юг, а жёлтый – запад. Также цвета могут представлять время суток. Чёрный – ночь, белый – рассвет, синий – день, а жёлтый – сумрак.

Хочу немного рассказать об истории народа навахо, которая, на мой взгляд, представляет большой интерес.

-10

Вплоть до 1968 года народ навахо именовался «индейской резервацией Навахо». Сегодня навахо являются суверенной нацией со своим собственным правительством. Официальное название NavajoNation появилось в 1969 году. Несмотря на то, что у нации появился суверенитет, лишь в 1991 году система сменила председателя племени на избранного президента. Сегодня Племенной совет известен как Совет нации навахо, в состав которого входят 24 делегата, представляющих 110 глав. У навахо есть своя газета. Она носит название NavajoTimes.

Страна навахо охватывает более 27 000 квадратных миль в Аризоне, Нью-Мексико и Юте. Там находятся десятки национальных памятников, исторических мест и парков.

Важным моментом в истории навахо было введение официального флага в 1968 году. Флаг был разработан Джеем Р. Дегроатом. На нём медным цветом изображены очертания границ принадлежащих индейцам территорий, а Договорная резервация 1868 года показана тёмно-коричневым цветом. Четыре священных горы вместе с радугой, символизирующей арки суверенитета навахо, находятся над всеми остальными изображениями.

Административный центр народа навахо и другие правительственные учреждения были построены рядом с парком, где располагается мистический каменный свод, почитаемый племенем.

Сотни тысяч людей посещают народ навахо каждый год, чтобы познакомиться с культурой и историческими достопримечательностями. Интерес вызван тем фактом, что народ навахо жил в этом районе с доисторических времён, и многие древние деревни сохранились до наших дней.

Скальные жилища в Каньоне де Челли существовали ещё в 350 г. н.э. Этот район хранит памятники, относящиеся к нескольким периодам культуры коренных американцев, от руин анасази до современных сельскохозяйственных угодий навахо.

История индейцев навахо сложна и разнообразна. Современные навахо придерживаются старых путей развития. Основы их экономики – туризм, азартные игры и декоративно-прикладное искусство.

Навахо используют имя Dine. Термин принадлежит языку навахо и означает «люди». Первые индейцы навахо жили в западной части Канады чуть более тысячи лет назад. Они принадлежали группе американских индейцев под названием Athapaskans. Племена индейцев навахо начали миграцию на юг, и многие поселились вдоль берега Тихого океана. Это племя сегодня называется индейским племенем северо-западного побережья.

Навахо, которые выбрали для жизни южную Аризону и Нью-Мексико, превратились в различные племена апачей. Достигнув юго-запада, они многому научились у индейцев пуэбло. Они переняли ткачество, изготовление одежды и искусство. К 1600-м годам навахо научились обеспечивать себя едой и изготавливать собственные одеяла, одежду и так далее. Они жили в домах, называемых хоганами, которые были сделаны из деревянных столбов, коры деревьев и грязи. Хоганы всегда были направлены на восток от солнечного света. Племена делали летние и зимние хоганы. У летних хоганов одна сторона дома была полностью открыта. Зимние хоганы имели лучшую защиту от непогоды, частично возводились из камня.

Около 1610 года на территории современного штата Нью-Мексико был основан город Санта-Фэ. Вскоре он стал самым важным городом в колонии. В 1851 году американцы построили Форт Неповиновение, чтобы остановить набеги навахо, которые имели место между 1849 и 1851 годами. Генерал Джеймс Карлтон стал командующим американскими войсками в 1862 году. У него был план, согласно которому нужно было не просто сдерживать навахо, но и заточить их в резервации. С этой целью был построен форт Самнер, который обрёл большую известность.

Индейцы, вопреки надеждам белых поселенцев, решили не сдаваться. Это привело к многочисленным столкновениям, в которых победы оставались на стороне выходцев из Европы. К марту 1864 года солдаты взяли в плен более пяти тысяч навахо. Люди были вынуждены пройти 300 миль до форта Самнер в восточной части Нью-Мексико. Эта прогулка стала очень важной частью истории народа навахо и известна как «Длинная прогулка». Спустя четыре года был подписан знаменитый договор, который предоставил индейцам свою территорию и свободу. Позже, в 1869 году, форт Самнер был заброшен и куплен владельцем ранчо.

Индейцы навахо были охотниками и собирателями, пока не вступили в контакт с пуэбло и испанцами. Затем они учились у пуэбло и испанцев приёмам выращивания кукурузы, бобов и тыквы. В конце концов они занялись торговлей, продавали одеяла из шерсти, одежду и скот. Мужчины навахо были политическими лидерами, охотниками и воинами. Их женщины занимались фермерством и скотоводством. В их обязанности входило готовить пищу и заботиться о детях.

В быту навахо рубашки не использовались. Мужчины носили штаны, а женщины – юбки из юкки. Пончо из оленьей кожи и плащи из кроликов для тепла надевали представители обоих полов. Позже в обиход вошла одежда, сотканная из овечьей шерсти. В холодную погоду навахо надевали тапочки из выделанной кожи, которые назывались мокасинами. Надо сказать, что современные индейцы не хотят возиться с выделкой кожи и просто выбрасывают шкуры овец или коз. Навахо были очень увлечены ювелирным делом и ткачеством. Одеяла, которые они соткали, часто называли одеялами вождя из-за их ценности. После 1900-х годов серебряные мастера навахо начали создавать удивительно колоритные украшения. Через некоторое время ювелиры научились использовать бирюзу, в результате их изделия стали более востребованными среди коллекционеров. Основным источником серебра, с которым работали навахо, были американские монеты, выпущенные примерно до 1890 года. В 1930 году их заменили на мексиканские песо.

Индеец у каньона DeChelly продаёт свои художественные изделия: рисунки на камне-песчанике, рисунки на холсте, бижутерию.

-11

Для украшений они используют голубой или зелёный камень turquoise и серебро.

Платье из тонко выделанной кожи стоит около 1000 долларов в индейском магазине.

У индейцев много разных табу, примет и предрассудков. Например, нельзя убивать животных ради спортивного интереса, только ради пропитания или в целях самообороны. Запрещено убивать животных во время периода размножения. Убить змею, койота или собаку – плохая примета. С человеком, который нарушил это табу, случится несчастье. Ни в коем случае не следует убивать сов. В их глазах сокрыта магия. Если причинить вред птице, её магия не будет уничтожена и отомстит убийце. Человек ослепнет. Интересно, что, когда навахо разделывают тушу, им нельзя ломать кости животного. Если кто-то случайно нарушит данное табу, ему суждено сломать ту же кость, но уже себе.

Существуют и другие приметы. Например, если койот перешёл дорогу или её переползла змея, лучше вернуться. Если ворона села на хоган и каркает, поблизости воет койот или собака, значит, кто-то из его обитателей заболеет или умрёт. Нужно отметить, что ворона всегда предвещает неудачу. Нельзя убивать эту птицу или разорять её гнездо. У того, кто это сделает, высохнет рука.

Лягушка способна призывать дождь. Звук, который она издаёт, похож на бульканье воды. Обидев лягушку, можно накликать засуху.

Некоторые предрассудки совершенно не имеют смысла в глазах белого человека. Например, индейцы не едят рыбу. Они считают, что тот, кто нарушит это правило, ослепнет. Молодёжь уже не так свято соблюдает подобные запреты. Многие любят рыбу в консервах, особенно шпроты, но пожилые навахо никогда не притронутся даже к ним. Ещё один пищевой запрет относится к использованию в качестве еды водоплавающих птиц, так как они питаются рыбой.

Детям навахо никогда не позволяют гладить кошек. Считается, что электричество с кошки перейдёт на ребёнка, и у него начнут светиться глаза. Особый запрет касается кошкиного хвоста, потому что он похож на змею.

Интересно, что если невеста сожжёт хлеб или мясо, то это признак, что она будет в плохих отношениях с матерью или сёстрами жениха. А если она плеснёт воду в огонь, это значит, что она разойдётся со своим мужем в течение года».

Каждый народ имеет свои представления об уютном доме. Благодаря Сергею Скудаеву, мы узнали о культурных, исторических и бытовых особенностях индейцев племён навахо. Узнать подробнее о философии жизни писателя можно из его сборника стихотворений «Просто хочется…»