Я продолжаю знакомиться с научно-фантастическими рассказами пяти финалистов конкурса "Будущее время", проходившего в 2018 году. Тема конкурса — бессмертие, призовой фонд составил 1 миллион рублей.
В прошлый раз я разобрал рассказ "Оно даже не прошло" Артёма Хлебникова, занявшего первое место. В нём автор представил любопытную форму бессмертия, цифровую историю, которую специалисты восстанавливают по кусочкам из объектов вокруг.
В этот раз я попробую разобрать рассказ "Спасатели", написанный выпускником Бауманки и студентом высших курсов сценаристов и режиссеров Денисом Фроловым из Москвы.
Постараюсь сильно не спойлерить, но в той или иной мере затрону сюжет и его сай-фай наполнение. Ссылку на сам рассказ ищите в конце статьи.
Написанное ниже — лишь моё мнение. И если оно не совпадает с вашим, то это хорошо — произведение, рождающее споры, точно заслуживает внимания.
Космические спасатели
Человечество уже вступило в эру межзвёздных перелётов и активно осваивает новые миры. На станции Порт-Нова у планеты-океана Пелагея компания "ТранСтар" задействует космонавтов для помощи экипажу пропавшего космического корабля.
Последний сигнал от звездолёта "Светлячок" пришёл из системы голубого гиганта ГС1Ч-2974. Однако есть все шансы, что его экипаж жив и находится в криокапсулах в ожидании помощи.
В спасательную операцию на звездолёте "Буревестник" с двигателями на антиматериальной тяге отправляют небольшую команду. Это пожилой, но опытный капитан Мэй Шень, общительный и непоседливый врач Таонго Азикиве, инженер Карл Уайетт и пилот... лилим Елена Новикова.
Несмертные электронные духи
Лилимы ("ночные духи") отсылают к демонам еврейского фольклора, отпрыскам Лилит, а также к аниме "Евангелион".
Кто такие лилимы в мире Дениса Фролова? Это бессмертные существа, которые состоят из роя нанороботов (нанитов), хранящих цифровой отпечаток личности умершего человека. Но лучше всего расскажет сам автор:
Формировавшие их [лилимов — ред. SFR] наниты, обычно вживлялись людям в нервную систему. Пилоты кораблей использовали технологию поголовно: наниты ускоряли реакцию, служили миниатюрным компьютером и, главное, обеспечивали процесс слияния с кораблями.
Проблемы начинались при смерти носителя. Обычно наниты просто отторгались, выводясь из тела и очищая свою память. Но иногда процесс сбоил — и в рое нанитов оставалась подробная запись нейронных последовательностей, связей и импульсов мозга, в котором они находились. Цифровая копия, сохранившая память и сознание. Электронный призрак.
И вот тут появляются "связанные с бессмертием сложности", о которых организаторы конкурса просили поговорить авторов.
С самого начала автор показывает читателю непростое отношение живых людей к лилимам: по мнению представителя компании, привлекающей спасателей, с лилимами в экипажах "неизменно возникали сложности". А Карл при первом "проявлении" Новиковой возмущённо протестовал и был готов покинуть операцию, так как был знаком с Еленой ещё когда она была живой.
Это цена бессмертия в художественном мире рассказа "Спасатели". Бессмертие — не выбор, оно неожиданно и имеет случайный характер "посмертия". Это также даёт дополнительный смысл слову "призрак", помимо очевидных ассоциаций с "Призраком в доспехах".
Кроме того, стоит отметить ещё один аспект бессмертия лилимов — так как они появляются из цифрового слепка сознания умершего, некоторые просто отказываются считать их полноценными личностями.
В этом заключается, на мой взгляд, главный конфликт произведения и отсюда вопросы, которые ставит автор: насколько копия сознания может считаться полноценной личностью? Имеет ли такой бессмертный "призрак" права? А если нет, если даже близкие не признают в нём того человека, ту личность, копией которой он является, то стоит ли игра свеч, а бессмертный — права на жизнь? Ну, и можно ли считать поступок лилима в кульминации рассказа подтверждением человечности?
Интертекстуальность
Цифровое бессмертие — популярный тренд как среди последователей трансгуманизма, так и в медиасреде. Один из примеров — технология "стэка" в "Видоизменённом углероде", где смерть в большинстве случаев обратима и остаётся лишь неудобным пережитком прошлого.
Но хочется отметить, как автор интересно и ненавязчиво, лёгкими штрихами срезал острые углы, не вдаваясь в подробности устройства нанитов или антигравитационных двигателей. Очевидно, что Денис не ставил себе задачи объяснить всё про всё в мире далёкого будущего, а так он избежал ненужных придирок.
Вместо этого писатель щедро сдобрил относительно небольшой текст отсылками к популярным сай-фай произведениям. К примеру, компания, нанимающая экипаж для спасательной операции, называется "ТранСтар" — так же называется компания, владеющая станцией "Талос-1" в Prey (2017), о которой я ранее писал в топе самых опасных космических станций в видеоиграх.
Однако стоит отметить, что если все отсылки убрать, текст ничуть не пострадает. Это целостное, захватывающее произведение, без затянутых эпизодов и скучных разжевываний авторских идей. По словам Дениса, опыт работы со сценариями помог "с редакцией текста и удалением лишнего мусора, который начал накапливаться в определенный момент". На мой вкус, пасхалки только украшают рассказ, не выбиваясь из его стиля, они уместны и встраивают "Спасателей" в более широкий контекст.
"Спасатели" — отличный sci-fi рассказ, где с помощью фантастического допущения автор ставит перед читателем важный и серьёзный вопрос: что делает человека человеком? Однозначно рекомендую к прочтению.
Ссылки:
Рассказ "Спасатели" Дениса Фролова на N+1.
Интервью Дениса Фролова организаторам конкурса.
Не новый, но интересный ролик Geo о цифровом бессмертии.
Ролик о возможном цифровом бессмертии с точки зрении психологии от Андрея Курпатова.
Подборка книг от "ПостНауки" о цифровой загробной жизни.