Сегодня я уже поднимала эту тему в своём блоге, но, пожалуй, можно развить её и здесь.
По мере приближения праздников всюду стало больше статей из серии «как приучить сына/мужа/мужчину дарить цветы/подарки».
Я честно прочла несколько таких тем. И не поняла.
Для меня слова «приучить дарить», они примерно из той же серии, что «заставить уважать».
Подарки, они являются одним из языков любви (вспомните Чемпмена).
Если один человек любит другого человека, он стремится сделать этому другому приятное. И если этому другому приятны подарки — нужны подарки. Подарки — это проявление заботы.
Я не понимаю, как можно «приучать» заботиться посредством раздаривания открыток каждому в классе. Для меня такой подход кажется убивающим сам смысл дарения. Дарить всем — обесценивание смысла подарка. Когда ты даришь не из любви (в самом широком понимании), а потому, что надо.
Когда мы учим детей дарить по указке, мы даём понять, что инициатива не имеет значения, что не имеет значения, нужен ли подарок от тебя, не имеет значения, хочешь ли ты одаривать конкретного человека. Мы показываем, что плевать на то, что один и тот же подарок одного обрадует, другого огорчит, третьего оскорбит, а четвёртого оставит равнодушным. Мы демонстрируем, что обмен дарами — это обычные рыночные отношения, чувства тут ни при чём.
Мне вспомнилось, как я лежала в роддоме с сыном. День накануне выписки и сама выписка.
Со мной в палате было две женщины. Мои ровесницы.
Одна из них заранее составила список, указав всё, вплоть до цвета шариков. Ей очень хотелось, чтобы муж собрал обязательно всю родню, чтобы были цветы и красивые фотографии, а ещё, чтобы её с дочкой забрали первыми (ей было очень плохо в больничных стенах).
В итоге в день, когда всех нас выписывали, половина родни опоздала, кто-то не пришёл (не из-за работы или важных дел), шарики были не такими, а за букетом мужчина бегал впопыхах. Новоиспечённая мать попеременно лила слёзы (гормоны, они часто усиливают все реакции), материлась, мечтала о разводе, не хотела уже ничего.
Вторая неважно себя чувствовала. Ей не хотелось ничего. Хотелось, как можно скорее, выйти и уехать. Без фотосессий, без родни, без ненужной ей красоты.
А её супруг привёл человека, которого ему пять раз просили не брать на выписку. И в остальном не слишком соблюдал план. В итоге новоиспечённая мать попеременно лила слёзы (гормоны, такие гормоны), материлась, мечтала о разводе, не хотела уже ничего.
Со стороны похоже на историю из серии «сам чёрт не разберёт этих женщин, вечно им всё не так». Но на деле-то, каждая из них вполне понятным русским языком, спокойным тоном объяснила, чего она хочет и почему. И оба новоиспечённых отца согласились с планом, пообещали своим супругам, что всё будет так, как они просят. Не спорили, не вносили коррективы, а дали обещание и не выполнили. При этом вели-то они себя по-разному, но так одинаково.
Нет смысла приучать дарить, если это только механика. А коллективные подарки — это всегда только механика.
Ведь те же цветы каждая любит разные. Меня могут обрадовать лишь два варианта букетов. А мою хорошую подругу — почти любые цветы, но только без пышных юбок и аляповатой мишуры, а вот бабушка моей старшей дочери обожает именно мишуру, да побольше, а моя мама скажет, что лучше бы деньгами или чем-то полезным, а моя тётка любит только цветы в горшках, а одна моя бывшая коллега цветы в горшках ненавидит, зато приходит в восторг даже от трёх гвоздичек в то время, как её подруга обрадуется только розам.
И это я только о цветах.
Подарок ценен тем, что человек хочет сделать тебе приятное. Но что одному приятно, то другому смерть. А хоть и от аллергии.
И нет, не поможет учить узнавать предпочтения и создавать шаблоны по вручению подарков на все случаи жизни.
Я не понимаю, когда говорят о том, что у ребёнка же нет от рождения опыта одаривания других, поэтому надо приучать.
Маленький человек, едва родившись, уже умеет брать. И родители, даже не самые лучшие, дарят ему очень много. Уже в год человек делится с другими своим кусочком сушки или яблоком, подносит другим ложку ко рту. Уже в полтора он гладит плачущего. Уже в два протягивает маме одуванчик. Уже в четыре беспокоится о том, что Дед Мороз ничего не дарит маме с папой и делится своими конфетами из подарка, полученного на утреннике.
Получая, дети учатся тому, что подарки это приятно, что подарки, как и забота, бывают разными. Они сравнивают свои чувства от получения новой игрушки с ощущениями, испытываемыми во время катания с мамой на роликах, с ощущениями во время, когда папа читает книжку, с чувсвом, когда в дом приходит любимая бабушка.
Человек, которого любят, учится любить и понимать себя, а потом и других.
А человек который умеет любить, никогда не забудет о важной дате, если его любимому это значимо, он не забудет купить цветы, если тот, кого он любит, обожает получать цветы, он не купит цветы, а позовёт в кино, если знает, что любимый человек предпочитает такой подарок.
А ещё человек, умеющий любить, всегда будет стремиться узнать, на каком языке любви нужно разговаривать с любимым. Возможно, и без подарков в классическом их понимании.
А товарно-денежные отношения, манипуляции и тому подобные вещи? Так ли надо этому учить? Об этом можно рассказать. Иногда даже подробно. Чтобы ребёнок знал, что в некоторых группах бывают свои правила. Но приучать? Пожалуй, нет.