Наверняка вы думаете, что сейчас я буду живописать ужасы Средневековья, в подробностях рассказывать о человеческой изобретательности и жестокости и размещать страшные картинки.
Нет, что вы. Представленной в заголовке иллюстрации вполне достаточно. А речь пойдет не о способах пыток — о них вы и так наверняка наслышаны, а о пытке как состязании, о пытке как Божьем суде.
Кстати, удивительное получается явление, но в раннее средневековье пытка вовсе не была обязательным атрибутом судопроизводства. Конечно, пытка могла быть частью казни. К пытке прибегали, стараясь изничтожить ненавистного врага наиболее действенным и мучительным способом. Но вот суд умел обходиться без пыток, хотя признавал ордалии (Божий суд).
Пытка, как обязательная часть правосудия, утвердилась только в конце XIII века под воздействием инквизиционного процесса. Как раз в начале тринадцатого века была создана первая Инквизиция и постепенно ее принципы были позаимствованы и светскими судами.
И все же пытка в светских судах существенно отличалась от пытки (да и всего процесса) Инквизиции и главным отличием была публичность.
Да-да, представьте себе, судебное разбирательство, а, значит, и пытка, обязательно проходили на глазах у зрителей. Ордонансы французских королей гласили: "Пытка проводится не тайно, но открыто и публично, согласно обычаю". И это вполне понятно, так как по восприятию людей Средневековья пытка заменила ордалии и стала новой формой Божьего суда, а Божий суд не прячется от людей. Именно в силу этого человек Средневековья так боялся инквизиционного суда, который проходил за закрытыми дверями.
В наше время публичная пытка кажется свидетельством жестокости и дурных нравов Средневековья, но в те времена она была гарантией справедливости и честности в отношении обвиняемого. Сохранились жалобы родственников обвиняемых на допущенные судьями нарушения в ходе пытки (и все они рассматривались по существу), что было бы совершенно невозможно при закрытых процессах. Известен случай, когда один из прево стал допрашивать под пыткой обвиняемых ночью и вне здания суда — и в результате сам оказался под судом.
В общем, у обвиняемого был шанс доказать свою невиновность в этом необычном публичном состязания — надо было только выдержать пытку. Конечно, это случалось редко, но все же в "Регистре Шатле" XIV века было зафиксировано семь случаев из двухсот уголовных дел, когда обвиняемые даже под пыткой не признавали вину и в результате были оправданы.
Но время шло и влияние инквизиционного процесса оказывало на светский суд все большее воздействие. Судебные процессы и пытки стали проводиться за закрытыми дверями. И напрасно было бы искать в этом признак смягчения нравов. Когда общество отказалось от публичного судебного процесса, оно полностью утратило контроль за судопроизводством.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1
Путеводитель по каналу. Часть 2
Путеводитель по каналу. Часть 3
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки