Спасибо Советскому Союзу, мы знаем наизусть идеологов коммунизма. Конечно же, это Ленин, чуть раньше - Маркс и Энгельс, а они испытали влияние Гегеля...
Каким боком тут Платон?
А ведь именно Платон первый не только спроектировал модель утопического коммунистического государство, но и сделал достоянием общественности в диалоге - кто бы мог подумать - «Государство».
Всё общее
В идеальном государстве Платона всё общее. Имущество, жёны, даже дети и внуки. А вот то, каким мужчинам и женщинам стоит родить ребёнка, определяет государство, отбирая лучших из лучших.
Кто кем станет, решается ещё в школе. Детей обучают математике, астрономии, музыке и диалектике. Самые способные и сильные станут стражами. Самые мудрые из стражей - философами-правителями. Остальные будут дельцами, ремесленниками и земледельцами, согласно природным способностям.
А вот поэтов следует одарить почестями и депортировать, чтобы не смущали людские умы. Это забавно, особенно учитывая, что сам Платон был поэтом.
Виды правлений
Предложенную форму правления он называл аристократией - когда правят равные среди лучших. Воспитанные должным образом, они смогут видеть благо и управлять государством сообразно этому.
Но если личные интересы среди правящей верхушки станут важнее общественных, то аристократия превратится в тимократию.
Если править будут только богатые, это будет олигархия.
Ещё хуже олигархии демократия, когда правит неразумный народ. Личные качества значения здесь вовсе не имеют, кто громче кричит, тот и прав.
Хуже может быть только тирания, и то не всегда.
Попытки внедрения
Платон один из немногих философов, который пытался провести социальный эксперимент и построить свои идеальное государство ещё при жизни. Он трижды ездил в Сицилию, и даже проданным в рабство не оставил своих попыток.
Конечно, коммунизм, который пытались строить в Советском Союзе, сильно отличался от платоновского. Взять хотя бы то, что власть социалисты пытались (или говорили, что пытаются) отдать рабочим и крестьянам, низшему сословию по Платону.
Интересно, если бы Платон застал Советский Союз, что бы философ сказал?