В Индии Ганга — это не просто река, это Богиня, которая сошла с небес на землю, чтобы помочь нам очиститься, поэтому ее наделяют удивительными качествами, воспевают ее способность снимать загрязнения с тела, ума и души.
Легенда о происхождении Ганга
Одна из популярных легенд рассказывает нам о том, как Пурнима, дочь знаменитого мудреца Маричи и внучки Брахмы, много лет совершала суровую аскезу и настолько очистила себя, что обрела силу очистить вселенную. Она получила в управлении себе реку и имя Ганга. Ганга изображается сидящей на на макаре, мифическом морском животном, напоминающем крокодила.
Согласно пуранам, Ганга, вытекая из пальца Вишну, сначала текла в водах Млечного пути и прибывала только на небе. Но во времена Сатья Юги царь Сагар проводил церемонию жертвоприношения коня, Ашвамедха Ягью.
Ашвамедха - это обряд, который заключается в том, что на волю выпускается конь, за которым идет армия. Конь пасется, где хочет. А если кто-то из царей против, что конь зашел на его территорию, то он должен сразится с армией. После истечения срока коня приносят в жертву. Если кто-то сделает 100 Ашвемадх, то он становится хозяином небесного мира на место Индры.
Сагар удачно провел 99 жертвоприношений коня и уже был в одном шаге от того, чтобы получить себе статус властелина мира.Владыке Индре, как водится, не очень нравилось то, что кто-то метит на его место, и, испугавшись того, что может получить Сагар в результате этой ягьи, решил похитить 100-го жертвенного коня.
Индра не придумал ничего лучше, чем оставить его в ашраме риши (мудреца) Капилы, который удалился для своей медитации в нижний мир — Патала-локу.
Царь Сагар отправил на поиски коня 60 тысяч своих сыновей, которые нашли его в ашраме Капилы и несправедливо решили, что конь был похищен Риши. Тогда они напали на Капила, который был погружен в глубокий медитативный транс. Грозный мудрец не очень обрадовался тому, что его так бесцеремонно побеспокоили. Он открыл один глаз и силой своей аскезы сжег все 60 тысяч сыновей дотла. Вот уж поистине - не буди медитирующего риши.
Когда царь Сагар, посылает своего внука Амшуманта, чтобы тот вернул коня. Амшумант видимо, знал, как подобает вести разговор с риши, поэтому Капила соглашается отдать ему коня и рассказывает о том, что сыновья Сагара были сожжены, потому что потревожили его медитацию, но добавляет, что их еще можно спасти, если богиня Ганга явится в Патала-локу и омоет их останки своими водами.
Далее Амшуманта почти всю свою жизнь провел в поклонении Ганге и завещал эту садхану своим сыновьям, но только его внук Бхагирата, медитируя на Брахму 1000 лет, получил от него нестареющее тело, а затем в течении еще 10,000 лет продолжал свою садхану Ганге. И в итоге смог уговорить ее, чтобы она сошла на землю.
Мать Ганга согласилась, но сказала, что она не очень себе это представляет, так как она не может попасть в Паталу-локу, подземный мир, минуя Землю, и появится в своём тонком аспекте на Земле она тоже не может — её никто не увидит, а если она станет материальной — то просто разрушит её.
Не прошло и 10000 тысяч лет, как Бхагиратхи своим поклонением умилостивил Господа Шиву, который согласился принять на себя ее мощный поток.
Когда Ганга ударилась о голову Шивы, то она спустилась на землю по его волосам двумя потоками Бхагиратхи и Алакандой. Бхагиратхи является главным истоком реки, берущим свое начало в районе Гаумукх, нижней части ледника Ганготри в Гималаях на высоте 4023 метра над уровнем моря. Далее река Бхагиратхи спускается вниз и в мете под названием Девпраяг, на высоте 636 метров, соединяется с прозрачной Алакнандой, которая также берёт начало с гималайских ледников. Именно с этого места река получает название Ганги.
Поэтому одно из имен шивы — Гандгахара ("Носящий Гангу"), он всегда изображается с полумесяцем в волосах, из которого вытекает поток воды. После поклона Шиве, Бхагиратхи на своей колеснице показал реке путь, где проляжет ее русло. Река последовала за правителем, обретя название Ганга Сагар.
И наконец, слившись в океаном, Ганга ушла в подземный мир — Паталу-локу, где жил Господь Капиладева. Ганга омыла останки 60 тысяч сыновей великого правителя и вернула их к жизни.
Мораль истории
Поэтому в Индии Ганга — это не просто священная река, ее приравнивают к Божеству, а ее побережье — это своеобразный храм. Каждый вечер, когда последние лучи солнца касаются поверхности Ганги, в Ришикеше проводится ежедневный огненный ритуал поклонения реке — Ганга Арати.
Ганга также является символом материнства и плодородия. Ее называют ее Ганга Ма — мама Ганга.
Ганга является посредницей между мирами и дарует освобождение. Она очищает тело, ум и душу, смывая грехи многих воплощений.
В Ришикеше Ганга только сходит с гор, поэтому ее воды там особенно чистые. Во время нашего йога тура в Индию (Ришикеш с 31 марта по 6 апреля 2019г.) у нас будет возможность (по желанию) омыться в ее освежающих водах, а также посетить огненную церемонию поклонения Ганге - Арати.
Вы еще можете присоединиться к туру. Напишите мне и я вам пришлю подробную программу, а также отвечу на все ваши вопросы.