Как-то так уже повелось, что наша деятельность в школе, да и в вузе, называется учёбой. Мы ходим на учёбу, занимаемся ею, у нас с учёбой проблемы и т.д. Между тем, учебная деятельность - это всего лишь деятельность, связанная с приобретением новых знаний, умений, навыков. Приобретение - ключевое слово. Если мы что-то приобретаем, то нам нужно потом это сохранять, потому что оно может потеряться. Собственно, получение оценок - это как раз, изначально, результат демонстрации учеником знаний, умений и навыков. Предполагается, что он приобрел их в школе, хотя сейчас, в эпоху развития рынка репетиторов и образовательных порталов отводить именно школе роль главного поставщика знаний, умений и навыков не представляется верным.
Современный закон об образовании предоставляет возможность родителям самостоятельно образовывать своего ребёнка. Учить - в том числе, а школа будет как раз всего лишь средством оценки результатов обучения. Используются ли для семейного обучения сторонние специалисты - дело, прошу прощения за тавтологию, семейное.
В то же время в структуре учебной деятельности есть очень существенный элемент. Этот элемент - мотивация к учёбе. Предполагается, что та или иная мотивация у ученика есть, однако её может и не быть. В школе с этим иногда бывает справиться чуть легче, потому что если другие дети проявляют интерес к учёбе, то ребёнок может его имитировать просто чтобы не выделяться из группы, не становиться изгоем. Проблема мотивации к учёбе - вечная проблема педагогики, возникающая в первую очередь потому, что растущему организму в первую очередь хочется бегать, прыгать и играть, но никак уж не сидеть за партой и переживать за возможность получить плохую оценку. В то же время, способность к целенаправленной деятельности, соблюдению дисциплины - это как раз то, что будет важным после окончания школы. Без самодисциплины будет достаточно сложно окончить вуз, так как для обучения в нём не достаточно выполнения заданий и написания контрольных, необходимо уметь самообразовываться, исследовать, работать.
Если мы смотрим на процессы, происходящие в образовательных учреждениях, как на сугубо учебные, то приобретение навыков, необходимых для последующей самостоятельной жизни, выносится за скобки, становится чем-то неконтролируем и как бы даже необязательным. Важно понимать, что даже в детском саду, а уж тем более в школе и других образовательных организациях происходит не просто учёба, а получение полноценного образования. Это значит, что подопечный такой организации не только получает знания и навыки по предметам, но ещё и развивается как личность, как представитель определенной современной культуры.
Как вам представляется, есть ли стереотип, что в школу и вуз мы идём только за знаниями и умениями, но не за развитием нашей личности? Ограничивает ли он нас в наших ожиданиях от образовательного процесса?