Найти тему
Любитель истории и историй

Уйдет ли Армения на Запад? Возможные варианты внешней политики Республики Армения

В последнее время все чаще говорят о том, что Армения скорее всего скоро развернется на Запад. Но реально ли это?

В 2018 году в республике Армения произошла неожиданная смена власти в результате протестных акций населения. Конечно, это сугубо внутреннее дело страны, но немедленно возник вопрос – не изменятся ли внешнеполитические приоритеты Армении, и каков будет курс новой власти. Вопрос действительно злободневный. Республика географически расположена в одной из болевых точек современной геополитики, где сталкиваются и переплетаются интересы многих крупных игроков, и позиция Армении может многое изменить в расстановке сил.

Сама по себе, Армения является маленькой страной со слабой экономикой и, хотя у нее довольно неплохие вооруженные силы, вряд ли имеет возможность вести абсолютно самостоятельную внешнюю политику. Но есть один пункт исходя из которого страна будет выбирать свою внешнюю политику – вопрос о статусе Карабаха. Все остальные факторы вторичны.

Республика Армения полностью и безоговорочно поддерживает армянское население Нагорного Карабаха, который вышел из состава Азербайджана и объявил о своей независимости. Эта позиция незыблема, несмотря даже на то, что из-за нее Армения находится в экономической блокаде и под постоянной угрозой войны. Любое правительство, которое попробует пойти на уступки в карабахском вопросе, рухнет за пару дней, если не часов. Да и такие уступки со стороны армянского государства ничего не дадут, потому что сам Карабах все равно будет продолжать борьбу за независимость и война станет неизбежной. Именно поэтому фактор Карабаха является определяющим во внешней политике Армении. Однако это сильно ограничивает возможные варианты внешнеполитического курса страны. На данный момент их видится только три.

  • Полностью опереться на своего исторического союзника и покровителя – Россию. Поддерживать ее во всех действиях на международной арене и, соответственно, вступить в конфронтацию со всеми геополитическими оппонентами Российской Федерации.
  • Последовать примеру соседней Грузии и сделать упор на так называемый западный мир – США, ЕС, НАТО. Стремиться к интеграции с ними и, соответственно, вступить в конфронтацию с Россией и ее союзниками.
  • Придерживаться многовекторной политики, то есть поддерживать хорошие отношения со всеми сильными участниками геополитики, с уклоном в ту или другую сторону в зависимости от конкретной ситуации.

В сущности, это ничем не отличается от внешнеполитического выбора любой другой незначительной страны в Евразии, но на самом деле для Армении такой выбор является только видимостью. С учетом карабахского фактора у страны есть только один вариант – многовекторный. Любой однозначный выбор геополитического союзника и покровителя приведет к мгновенному выбору противоположной стороны Азербайджаном, что с большой вероятностью вызовет скорую и жестокую войну с непредсказуемым исходом. Не случайно, что и Азербайджан придерживается многовекторности, сохраняя хорошие отношения и с Россией, и с западными странами. Действия этих двух государств напоминают прием в велоспорте – сюрпляс, когда гонщики стоят на месте и ждут, что предпримет соперник. Так как пример Грузии и Украины убедительно продемонстрировал, что однозначный выбор стороны обязательно приводит к войне и территориальным потерям.

И Армения придерживается многовекторной внешней политики всю историю своего недолгого постсоветского существования.

-2

Разница только в степени уклона в ту или другую сторону. Предыдущее правительство Сержа Саргсяна делало больший упор на отношения с Россией, а новая власть под руководством Никола Пашиняна, скорее всего, будет пытаться восстановить баланс, но очень постепенно, мелкими шажочками. Конечно, многовекторная политика не очень выгодна для страны, потому что вызывает определенное недоверие со всех сторон и получаемые преференции гораздо меньше, чем могли бы быть, но любой другой вариант может привести к гораздо худшим последствиям.

На данный момент можно с уверенностью констатировать, что Армения ни в коем случае не откажется от союза с Россией, но и ни в коем случае не будет портить отношения с западными странами, потому что и в том и в другом случае наиболее вероятный исход – война. А этого не хочет никто.

Однако подозрения в радикальной смене курса все сильнее и базируются они на предположении, что весенние события в Армении спровоцированы внешними силами. Но так ли это? Мне кажется, что причины и результат бескровной революции в Армении лежат скорее в сфере этнопсихологии. Но об этом в следующей статье.