На видео в конце этой публикации звучат жига и дубль из лютневой сюиты BWV 997 И. С. Баха.
Ioana Gandrabur родилась в Бухаресте, Румыния, и начала играть на фортепиано в возрасте пяти лет. В двенадцать лет она обнаружила гитару и, почувствовав непосредственную связь с этим инструментом, начала учиться у Liviu Georgescu и Petre Fartatescu. Всего через два года она выиграла румынский национальный гитарный конкурс в категории для взрослых, оказавшись самым молодым победителем в истории этого конкурса.
В 16 лет она эмигрировала в Канаду и продолжила учёбу в Conservatoire de Musique Монреаля под руководством Jean Vallières, и с отличием её окончила. Затем, получив полную стипендию от Германской службы академических обменов (Deutscher Akademischer Austauschdienst, DAAD), она поехала в Германию для обучения в аспирантуре в Musikhochschule в Кёльне у Hubert Käppel, в Musikakademie в Базеле (Швейцария) у Oscar Ghiglia и в Musikhochschule в Дюссельдорфе (Германия) у Joaquin Clerch, получив в результате дипломы каждой из этих школ. В 1996 - 2000 она выиграла несколько международных конкурсов в Европе и на Кубе.
Ioana Gandrabur выступает с сольными концертами и с оркестрами в Канаде, США и по всей Европе, проводит мастер-классы на международном уровне, а также сделала несколько записей на радио и телевидении. Интересно также, что Ioana Gandrabur говорит на шести языках.
Oscar Ghiglia о ней:
...строгая дисциплина и чистая решимость позволили ей преодолеть препятствия, которые можно было бы считать непреодолимыми. В мире гитары её имя является синонимом артистической целостности, смелости и личного успеха.
Далее небольшое интервью, опубликованное (англ.) в январе 2018.
Можете ли вы описать свое путешествие к гитаре, как вы начали, и что это значило для вас?
Когда я была маленьким ребёнком, меня всегда привлекали звуки, и я играла песни, которые знала, на любом игрушечном инструменте, который могла найти. Я начала уроки игры на фортепиано в пять, и именно мой учитель по фортепиано предложила мне попробовать гитару. Её резон заключался в том, что гитара — интимный инструмент, который вы можете ощущать всем телом во время игры. Я полюбила это сразу. Становление как классического гитариста помогло мне найти свой голос, место, где я чувствовала себя сильной, и предоставило мне возможность общаться с единомышленниками. Моя личность теперь неразрывно связана с гитарой, и я благодарна за возможность трогать других музыкой.
Каков ваш опыт работы с нотацией Брайля и её доступностью для музыкантов?
В общем, адаптированные для Брайля тексты найти гораздо сложнее, чем печатные. Эта ситуация неуклонно улучшается для книг, но музыка для Брайля сильно отстаёт. Был достигнут значительный прогресс в использовании некоторых программ для перевода, но они довольно дорогие. В некоторых библиотеках есть музыка Брайля, но если вы найдете произведение, которое хотите выучить, вы должны скопировать его вручную. Я училась музыке, когда другие — обычно мой отец — читали партитуру вслух, ноту за нотой, а я записывала её шрифтом Брайля.
Как слепому музыканту, какие особые проблемы вам пришлось преодолеть? Ваша слепота помогла развить какие-то сильные стороны?
Я часто шучу, что, будучи слепым музыкантом, я вынуждена делать то, что было бы полезно для любого другого музыканта. Отсутствие возможности видеть свой инструмент побудило меня развить врождённую тактильную связь с гитарой, и, поскольку я не могу смотреть на свои руки, я действительно слушаю то, что играю. Я знаю многих музыкантов, которые тренируются в темноте, чтобы отточить эти навыки.
Из-за невозможности читать сложно найти новый репертуар. Я хотела бы сидеть и читать новые произведения, но я должна слушать записи и, таким образом, зависеть от исполнения, которое слышу. Плюс в том, что у меня очень хорошо натренированная память, так как всё, что я играю, должно быть выучено наизусть с самого начала. Что касается обучения слепых студентов, я считаю, что важно придерживаться тех же стандартов, что и со всеми остальными. Я помню, как расстроилась, когда услышала комментарий «она хороший игрок, хотя и слепая». Я всегда хотела, чтобы меня знали только как хорошего музыканта, и ничего более.
Классическая гитара, путеводитель по каналу