Найти тему
дневник ролевика

Тестирование самурайских мечей на покойниках - правда и вымысел

Оглавление

Японские воины с огромным пиететом относились к качеству своих клинков. Меч должен был "порхать как бабочка и жалить как пчела". Но после окончания Эпохи Войн и установления мирного периода Эдо в Японии появилась проблема: пиетет, прямо-таки сакральное отношение к мечу возросли многократно, а испытывать качество клинков стало негде. Войны-то кончились.

Примечание: "превозношение" и сакрализация оружия характерны главным образом именно для тех стран, где не воюют. На данный момент, по крайней мере. Ибо для воина практикующего, а не диванного, его клинок - лишь рабочий инструмент. Сломался - плохо, надо новый искать. Появилась зазубрина - подточим, полирнем, и ничего страшного.

Именно в этих условиях стало развиваться искусство тамэсигири - тестирования рубящих качеств мечей в небоевых условиях. Его "черной" развидностью стало цудзигири - "удар на перекрестке". "Гири" по-японски и есть рубящий удар.

Цудзигири - это, с позволения сказать, тест меча на живом человеке - ничего не подозревающем прохожем. Вопреки мнениям, цудзигири не был широко распространен, даже в период своего "пика популярности" он считался не более чем предумышленным убийством, и карался соответственно - смертью.

Другое значение этого слова - несанкционированная, "левая" дуэль
Другое значение этого слова - несанкционированная, "левая" дуэль

На цудзигири шли самые бедные и отчаянные самураи, этакие сорви-головы, у которых не было денег на испытание меча по "государственному образцу". И рисковали при этом собственной головой - поймают, так твой меч на тебе же и испытают...

Практика тамэсигири

Она вообще-то довольно обширная. Включает в себя тесты мечей на макиварах (бамбуковых стволах, скрученных циновках), на элементах доспехов и на... Мертвых телах людей и крупных животных.

Тамэсигири на современный лад
Тамэсигири на современный лад

Испытание рубящих качеств самурайских мечей на свежих трупах - не миф, а правда. Свежий покойничек оптимальным образом подходил для тестирования клинка, поскольку меч все-таки предназначался для того, чтоб рубить людей, а не колоть дрова.

Сам по себе этот процесс назывался "сито". Мастер-испытатель - "ситока". Для проверки качества меча, как правило, его хозяин приглашал профессионала со стороны, а не занимался этим сам. Кстати, интересно, что профессиональными испытателями около трехсот лет подвизались представители клана Ямада - видно, знатные спецы были...)

Организация испытаний

Покойников обычно брали из местных тюрем - там этого добра всегда было навалом. Иногда использовали и живых, приговоренных к казни заключенных, но это было редкостью. Не от гуманизма: живой человек в момент удара дернется, удар смажется, красоты не получится...)

Тестировали либо сам меч в сборе (клинок в оправе), либо только клинок. В последнем случае он насаживался на особую тестовую рукоять - киридзуку.

Испытания чаще проходили прямо в тюрьме, во дворе. Собиралась комиссия из тюремных чиновников (как-никак труп - подотчетное имущество) и помощников ситоки - испытателя. Присутствие хозяина меча было не обязательно. Ему потом и так все скажут.

Свежий труп привязывался к четырем колышкам, вбитым в специальный (!) песчаный холмик. Испытатель наносил несколько строго определенных ударов. Комиссия смотрела.

Вот примерно так
Вот примерно так

Перед испытанием владелец должен был сообщить испытателю заявленные кузнецом характеристики меча, в первую очередь балансировку. Катана (а обычно так испытывали именно их) может иметь как рубящий, так и "фехтовальный" баланс. В последнем случае она хуже рубит, но ей легче и удобнее "виртуозить" в поединке. Ситока обязан знать заранее требования к балансу испытываемого меча, поскольку от этого зависят критерии оценки. Говорить, что "фехтовальная" катана плоха, потому что плохо рубит - абсурд.

Число тестовых ударов было велико. Классический список насчитывает 18 - во все части тела. Особое внимание уделяли горизонтальному удару (насколько это возможно на распростертом трупе-то) - его наносить сложнее всего. Ну, вру, еще сложнее восходящий, но на "лежачем" теле это затруднительно.

Так, например, простой диагональный удар сверху вниз - кеса, или кеса-гири. Удар вертикально в голову - тати-вари. Удар горизонтальный на уровне талии - рё-курума, и так далее. Если использовать все 18 ударов, труп будет практически пошинкован на фарш, можно людоедам из Новой Зеландии продавать...)

Критерии качества

Каких-то строгих стандартов "системы качества" не существовало. Мастер оценивал результаты "на глазок". В первую очередь качество реза меча - след от удара должен быть максимально чистым - и баланс на предмет соответствия заявленному.

Далее оценивалось качество режущей кромки - хамона. В результате "боевой работы" на хамоне, в идеале, вообще не должно остаться зазубрин. Однако даже при столкновении с костью меч может получить зазубрину, не говоря уже о стали доспеха...

Волнистая линия - это и есть хамон
Волнистая линия - это и есть хамон

Идеальный результат тамэсигири на трупе - после нескольких перерубаний крупных костей зазубрин на клинке нет. Если испытывалась катана с рубящим балансом, проверяли, насколько глубоки резы на туловище, и насколько глубоко входил (если входил) после удара меч в песочек.

Также оценке подвергалось удобство рукояти - насколько хорошо меч сидит в руке, эргономична ли рукоять, правильно ли расположены менуки - особые упоры под пальцы и мякоть ладони, расположенные на рукояти. Они служат для удобства хвата, заметить их сложно - скрыты под оплеткой.

На основании совокупной оценки этих качеств профессиональный испытатель и выносил вердикт. Кузнец, если он присутствовал, на всякий случай держался за сердце...)

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika

Истории "за жизнь" семьи автора и ролевые байки - здесь: https://zen.yandex.ru/id/5befbd4fd9421400aac61f5c