Найти тему
Архивариус Кот

«Как царь для нас открыл чертог царицын»…

12 августа 1810 года император Александр I подписал указ об учреждении в Царском Селе лицея для «образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной». Автором первого проекта его был М.М.Сперанский, мечтавший о подготовке здесь государственных деятелей для обновлённой реформами России. Свое имя учебное заведение получило от Ликея - названия окраины древнегреческих Афин, где в саду рядом с храмом Аполлона Аристотель занимался с учениками.

В обществе было много разговоров о странной, небывалой «лицее» - так называли его достаточно долго, ещё в 1816 г. Пушкин будет писать П.Вяземскому: «Никогда лицей (или ликей, только, ради бога, не лицея) не казался мне так несносным». Почему же небывалой? Да потому что удивляло, а подчас и приводило в недоумение практически всё.

Во-первых, «воспитанники при их приёме должны иметь от роду от 10 до 12 лет», обучение предполагалось в течение 6 лет, и при этом «лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с российскими университетами» (цитирую «Постановление о лицее»).

Во-вторых, император намеревался поместить среди учеников своих младших братьев Николая и Михаила. Кто знает, как повернулась бы судьба многих воспитанников Лицея (а может быть, и всей России), если бы их однокурсником оказался будущий император Николай I? От этой мысли впоследствии царь отказался из-за возражений вдовствующей императрицы.

В-третьих, мало того, что в Лицее не применялись физические наказания (розги тогда были делом повсеместным, но лицейский устав гласил: «Телесные наказания запрещаются») - каждый воспитанник имел свою отдельную комнату! Напомню: в то время учащиеся пансионов размещались в дортуарах на 30-40 человек! А тут – отдельная комната, пусть крошечная (Пушкин иногда будет называть её «кельей»), но своя!

Комната Пушкина в Лицее
Комната Пушкина в Лицее

В-четвёртых, во всё время обучения воспитанники Лицея не могли отлучаться из него: на младшем курсе – за пределы парка, на старшем – за пределы Царского Села. Близкие могли посещать их только в праздники. Тем самым учащихся ограждали от влияния семьи (по мысли Сперанского – от духа крепостничества), воспитывая как бы в своём, отдельном государстве. Домой воспитанников не отпускали даже на каникулы. Единственный раз они покинули стены Лицея – незадолго до выпуска, когда потребовалось заказать необходимый для самостоятельной жизни гардероб: ведь в Лицее все ходили в одинаковой форме.

В комнате И.Пущина выставлена лицейская форма
В комнате И.Пущина выставлена лицейская форма

И, наконец, о программе Лицея. Как мы уже видели, приравнивалась она к университетской, но была куда обширнее: в идеале должны были воспитанники получить знания почти энциклопедические: предполагалось изучение языков («российского, латинского, французского, немецкого»), «науки нравственные», «науки математические и физические», «науки исторические» (сюда же входил и география), «первоначальные основания изящных письмён: избранные места из лучших писателей с разбором оных. Правила риторики», «изящные искусства и гимнастические упражнения»

Естественно, что этот проект вызвал огромный интерес. 38 дворянских семей подали прошение о приёме своих детей, поэтому был устроен экзамен и медицинский осмотр. Кроме того, для поступающих требовались рекомендации влиятельных лиц (например, Пушкина приняли по ходатайству близкого к императору А.Тургенева, который – злая ирония судьбы! – через 25 лет проводит его тело к месту захоронения).

Несмотря на то, что, по замыслу царя, обучаться в Лицее должны были дети выскопоставленных государственных сановников, лицеистами первого выпуска были в основном сыновья небогатых и нечиновных родителей. Не стоит обращать внимания на громкие титулы: князь Горчаков происходил из семьи уже обедневшей, барон Дельвиг, граф Броглио, барон Корф не принадлежали к русским аристократическим фамилиям.

Жили лицеисты в одном из дворцовых флигелей. Рассмотрим ещё раз фотографию:

-4

Арка, в которой размещалась лицейская библиотека, соединяла здание лицея с фрейлинским корпусом (правда, дверь туда чаще всего была закрыта). Из фрейлинского корпуса проход вёл в церковь, а оттуда – во дворец, так что, в принципе, не выходя на улицу, лицеисты могли оказаться в императорской резиденции (конечно, делалось всё, чтобы они не могли этого).

В их распоряжении был прекрасный царскосельский парк, где они могли гулять:

-5

Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года. Этот день станет для первых лицеистов символом их братства. В присутствии царя и всего двора мальчишек приветствовали как будущих «столпов отечества», затем был парадный обед, а вечером, забыв при своё высокое предназначение, будущие государственные мужи с увлечением играли в снежки (в тот год рано выпал снег).

А со следующего дня потекли лицейские будни…

Продолжение следует! Голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Фотографии для статьи сделаны мной.

«Оглавление» всех публикаций о Лицее смотрите здесь

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь