Найти тему
FEM TALKS

Какой может быть феминистская архитектура?

Перевод статьи Деборы Фауш «Телесное знание и присутствие истории — к возможности феминистской архитектуры» («The Knowledge of the Body and the Presence of History – Toward a Feminist Architecture»)

Каковы возможности для феминистской архитектуры? Феминистской истории и теории архитектуры, критики? Для того чтобы начать отвечать на эти вопросы, необходимо в первую очередь указать на некоторые общие проблемы феминистской теории. Если, как утверждают многие феминистские исследовательницы, невозможно или в какой-то мере опасно определять женскую природу, тогда необходимо согласиться с тем, что без эссенциалистского определения женственного — женского или женщины — невозможно выступать с любой точкой зрения в качестве феминистки. Только в ситуативном порядке: когда налицо факт угнетения, эксплуатации, объективации или маргинализации женщины в каком-то конкретном кейсе. Такой ход рассуждений обеспечивает действию более четкие стратегии, но самой теории — неясную позицию. Это помогает вступать в союз с другими революционными философиями, такими как марксизм и постструктурализм. Но отказ от сущностного определения женского и исходящего из него понимания феминизма может привести ко всем проблемам, связанным с определением женского как Другого по отношению к нормативному мужскому, что является продолжением маскулинного мифа о зависти к пенису в более тонкой форме.

Зависть к пенису — фрейдистский концепт, закрепляющий представление о том, что все качества женщины возникают как результат обнаружения своей «дефектности», то есть отсутствия пениса. Фрейд приписывает женщинам определенные качества (завистливость, честолюбие, ревнивость и проч.), объясняя их сквозь призму зависти к пенису. Поэтому, по его мнению, женщины обладают сильным желанием иметь сына, т.к. нося его в утробе, они, наконец, становятся обладательницами пениса.

Если мы в данном анализе хотим прийти к каким-то видимым результатам, то необходимо раскрыть что такое женское как метафора нашего общества, как оппозиция в языковой борьбе, как символ с идеологической направленностью в сторону определенных точек зрения и практик человека. Таким образом, обозначение деятельности как «феминистской» может быть сделано только через такое понимание женского. Избегание всех гендерных дискурсов и объяснение этого тем, что они необъективны и бесполезны, будет означать возврат к ловушке приписывания всего универсального и нейтрального мужчине. Отсутствие эссенциализма лишает не только патриархат, но и сам феминизм одного важного инструмента мысли. В «Discerning the Subject» Пол Смит рассматривал двойную связку в определении феминистского субъекта: он защищал двойную позицию, заключающуюся в колебании между эссенциалистским гуманистическим и децентрализованными постструктуралистским субъектами. Но это решение, тем не менее, кажется неудовлетворительным — в общем, пустой болтовней.

Одной из альтернатив двойственности Смита является занятие тактической и исторической позиции, использование термина «феминистские» в стратегической манере, т.е. как такие позиции, которые женщины могут занять ценностно, не обязательно при этом, чтобы они были эссенциалистскими. Предположительно, есть несколько позиций, с которыми женщины имеют историческую, если даже не врожденную, связь. Существуют также некоторые аспекты человеческой жизни, которые были обесценены или искажены в западной культуре и события, при которых эти искажения были исторически связаны с ненавистью к женщинам. Очевидно, одной из таких сфер является наше отношение к телу — к женскому телу, но также и к телесному вообще. Мы описываем тело как конкретное, материальное, эмпирическое, «грубый факт», «немой предмет» — термины, которые свидетельствуют о страхе, презрении и ненависти к материи.

Принимая такую точку зрения, мы не утверждаем, что женское тождественно телесному. Мы хотим указать на то, что телесное есть феминистское — не то, что забота о теле является гарантией нерепрессивных установок, но что нерепрессивные установки включали бы в себя заботу о теле. То есть мы утверждаем, что женщина может иметь тело, не будучи сама телом. Каким образом эти рассуждения могут быть применены к архитектуре? Как и искусство, которое напрямую задействует тело, архитектура обладает потенциалом стать феминистской в том смысле, который мы сейчас описали. Архитектура участвует в оформлении материи в соответствии с теориями; так, она включена в рациональное, нематериальное, идеальное. Женское — телесно, но это не мешает ему заключать в себе разум. Феминистская архитектура может попытаться создать «вторую природу» — «мир» в смысле Ханны Арендт, который порождает конкретные виды восприятия и впечатлений. Такая архитектура обеспечивает, посредством учета особенностей телесного опыта, почву для восприятия себя как телесного существа — то, что испытывают люди обоих полов. Архитектура как дисциплина, таким образом, в силе предоставить поле для обсуждения западной склонности к абстрагированию, искажению, плохому обращению с телом и даже его изгнанию. Этот подход способен предложить оппозицию нашей приверженности Рене Декарту и его стремлению исчезнуть –

— быть только разумом.

Женщина, как правило, ассоциируется в культуре с материей/телом, в то время как мужчина — с рациональным и духовным. Например, рассмотрение женщины в качестве принимающего начала — Земли, из которой произрастает то, что посеяно активным креативным началом (примеч. переводчицы).

В западной философии разум связан со зрительным органом и визуальным восприятием. Философы задействовали зрение в качестве метафоры мысли, а свет описывали как силу разума. Зрение было противопоставлено всему остальному телу как наименее телесное чувство (несмотря на то, что на его работу тратится 25 процентов энергии), и глаз воспринимался как самый бестелесный орган из всех. Немецкий философ Ханс Йонас в своей работе «Величие взгляда» (The Nobility of Sight) показывает, что концепции времени и вечности, формы и материи, сущности и существования, теории и практики, и даже бесконечности могли быть получены из свойств зрения. Хоть это и было актуально еще для древних греков, Мартин Хайдеггер настаивает на том, что наше зацикливание на зрении и исключение всех остальных органов впервые появляется у Декарта. Понимание репрезентации [Vorstellung] у Хайдеггера как «поместить перед собой наличное как нечто противостоящее, соотнести с собой, представляющим и понудить войти в это отношение к себе как в определяющую область» демонстрирует, в какой степени отделение зрения от других чувств отдаляет реципиента от материального мира.

Иллюстрация к теории оптики Р. Декарта
Иллюстрация к теории оптики Р. Декарта

В ходе мысленного эксперимента, который привел к принципу cogito ergo sum, Декарт постулирует бестелесный разум, обитающий в мире: «Ведь, хотя я очень тщательно все исследую, я не уверен, что из этой отчетливой идеи телесной природы, обнаруженной мной в моем воображении, я могу извлечь какой-то аргумент, свидетельствующий о необходимом существовании тел…И хотя создается видимость, будто весь мой ум целиком связан со всем моим телом, если ампутировать мне ногу, руку или любую другую часть тела, уму моему, как я понимаю, не будет нанесено никакого ущерба…И хотя, быть может (а как я скажу позднее, наверняка), я обладаю телом, теснейшим образом со мной сопряженным, все же, поскольку, с одной стороны, у меня есть ясная и отчетливая идея себя самого как вещи только мыслящей и не протяженной, а с другой – отчетливая идея тела как вещи исключительно протяженной, но не мыслящей, я убежден, что я поистине отличен от моего тела и могу существовать без него». Пытаясь создать почву для уверенности в точном характере мышления, он утверждает, что «даже тела не познаются правильно ни чувствами, ни воображением, но только пониманием». Он использует метафорическую триаду света, взгляда и знания, чтобы описать чисто ментальную вещь, которую он заранее предполагает как таковую. Способность, воспринимающую эти объекты, он называет «естественным светом разума». Идеи, которые постигает ум, являются образами, похожими на репрезентации в картинах. Cogito, данная Богом разумная способность, осуществляющая непосредственное постижение истины, существующая даже при условии, что тело не существует, представляется в виде света – света разума, света природы.

Хайдеггер замечает: «Впервые благодаря Декарту реализм оказывается в состоянии доказать реальность внешнего мира и спасти сущее-в-себе». Во «Времени картины мира» он утверждает, что «метафизика знания» Декарта конституирует историческое изменение в отношении человека к миру. Декартово разделение мыслящего субъекта и протяженного объекта создает два эти полюса и одновременно различает их. Это разделение устанавливает отношение репрезентации между субъектом и объектом. Мысль отныне является процессом, в котором объекты оказываются репрезентированы в уме: «Мышление есть пред-ставление, устанавливающее отношение к представляемому (idea как perceptio)». Как показывает Хайдеггер, идея Декарта является эмблематичной для западной мысли. Сам термин «Просвещение» демонстрирует длящуюся связь между светом и разумом, разделение взгляда и его телесной оболочки. В XX веке возрастающая технологическая способность устанавливать связи через пространство и время усилила традиционную бестелесность визуального восприятия.

Поставленная в рамки этой давней оппозиции между зрением и другими чувствами, архитектура, нуждающаяся в восприятии другими чувствами, нежели только зрением, для того, чтобы быть понятной может стратегически быть названа феминистской. Это обозначение будет полезным, если оно будет способствовать осознанности и предоставит ценность переживанию конкретного, чувственного, телесного – если она будет использовать тело как необходимый инструмент впитывания содержания опыта.

Можно утверждать, что акцентирование внимания модернистской архитектуры на конструкции и материалах способно обеспечить им включение в феминистскую категорию архитектуры. Для некоторых поздних модернистов вещественность становится и ценностью самой по себе, и показателем простоты или вневременности. Архитектура Маро Ботты – дом в Каденаццо – обладает таким характером материальности, что выражает свою собственную сущность и характер. Однако я не приму эти примеры по двум причинам. Во-первых, материальность производится здесь так, что она может быть воспринята только лишь взглядом, чтобы сохраняться на фотографиях. Во-вторых, по тем причинам, которые станут ясны позже, я больше заинтересована в таком использовании тела, которое предполагает улавливание значений без отсылки к конструкции.

Марио Ботта. Дом в Каденаццо. 1970–71
Марио Ботта. Дом в Каденаццо. 1970–71

Темная, высокая, продолговатая конструкция монастыря Ле Корбюзье в Ла Туретт, восприятие которой по большей мере происходит через отражение звука или движение тела, а не взгляда может быть причислена к феминистскому типу архитектуры. Другим примером является вашингтонский Мемориал ветеранов войны во Вьетнаме Майи Лин. Будучи врезанным в ровный газон, мемориал не виден на расстоянии. На первый взгляд он абсолютно шокирует – внезапно появляющийся из земли разрез, который преломляет бесконечную протяженность и абсолютную рациональность плана основания. Медленные движения посетителя по линии черной стены становятся образным погружением в могилы солдат, имена которых выгравированы на камне. Похожая физическая связь со словами и местом их размещения возникает на лестнице от Сорок третьей улицы до Площади ООН в Нью-Йорке. Отсюда нисходит мягкий изгиб около выгравированных слов из Ветхого Завета c предсказанием вечного мира. Перемещение вниз по красивой мраморной панели, где располагается надпись о неоправдавшейся надежде вызывает ощущение мучительной грусти, которая создает по-настоящему этимологическую связь между самим движением и эмоцией.

Ле Корбюзье. Монастырь Ла Туретт. 1953–60
Ле Корбюзье. Монастырь Ла Туретт. 1953–60
Майя Лин. Мемориал ветеранов войны во Вьетнаме. 1984
Майя Лин. Мемориал ветеранов войны во Вьетнаме. 1984
-5
Лестница около Площади ООН в Нью-Йорке
Лестница около Площади ООН в Нью-Йорке

Движение как модус страха присуще скульптуре Мери Мисс Veiled Landscape, которая состоит из ряда соединенных деревянных и железных пластов, выделяющих узкую тропу, спускающуюся в лес в Новой Англии. На вершине деревянная платформа обрамляет вид на падающий вниз путь. С этой позиции все остальные платформы, видимые с разных точек зрения вдоль этого пути, создают впечатление нескольких мест в однородном лесе. Они помещают зрителя в область переднего плана, создают предвкушение того, как он будет чувствовать все пункты прерывания (punctuation points), которые будут встречаться на пути. По мере того как странник движется по тропе к этим местам, экраны обрамляют и, таким образом, создают серию видов, выделенных этими конструкциями. Физическое ощущение передвижения за этими пределами постепенно погружает тело вглубь, вниз и вовне – в глубины лесов, в сторону воображаемого, но невидимого места. Мисс писала, что ее ландшафтные конструкции фокусируются на «непосредственном переживании физического и эмоционального содержания, что-то вроде производства физической связи».

Mary Miss. Veiled Landscape. 1979
Mary Miss. Veiled Landscape. 1979
Mary Miss. Veiled Landscape. 1979
Mary Miss. Veiled Landscape. 1979

Тело становится главным источником переживания в двух парках Филадельфии – Welcome Park и Franklin Court, – сделанных фирмой «Вентури, Раух & Скотт Браун». Оба парка находятся в районе Center City. Welcome Park (названный в честь корабля, на котором Уильям Пенн приплыл в Филадельфию) располагается на окраине города недалеко от реки Делавер на территории Slate Roof House – резиденции Пенна и места расположения правительства Пенсильвании в 1700-1701 годах. Это один из нескольких парков, созданных фирмой наряду с Copley Square в Бостоне и Western Plaza в Вашингтоне, которые задействуют метод миниатюризации. Данные проекты были негативно оценены критиками, скорее всего потому, что впечатление от них неадекватно передается по фото – поскольку, действительно, они задействуют не только визуальное восприятие.

«Вентури, Раух & Скотт Браун» – архитектурная фирма, основанная Робертом Вентури, автором нашумевших книг о постмодернистском подходе в архитектуре "Сложности и противоречия в архитектуре" и "Уроки Лас-Вегаса". Помимо самого Вентури, в качестве сооснователей были архитекторы Джон Раух и жена Вентури – Дениз Скотт Браун. Проекты, над которыми Вентури и Скотт Браун работали вместе, часто приписывались только Вентури.

Welcome Park – это просто уменьшенная карта исторической Филадельфии, и cхема ее тротуара является точной копией оригинального геодезического плана. Парк практически всегда открыт, и с его пространством необходимо взаимодействовать телесно, а не просто созерцать. Фреска в конце парка, изображающая вид на местность, каким он был в 17 веке, притягивает вас своими яркими цветами, создавая опьяняющее ощущение власти, как будто ты перешагиваешь через целые отрезки времени. На четырех площадях Филадельфии расположены маленькие деревья. Они и две маленькие бронзовые скульптуры составляют Slate Roof House, расположенный на площади, и в центре находится статуя Пенна – всё это усиливает ощущение гигантского величия. Это не просто яркое ощущение от продвижения по организованному ряду событий – перемещение сквозь уменьшенные пространства провоцирует гиперзадействованность тела.

Welcome Park, Philadelphia
Welcome Park, Philadelphia

Тем не менее, такое воздействие от нахождения в парке возникает по более сложным причинам, нежели просто от разницы размеров. Эффекты уменьшения ощущаются на нескольких уровнях. Еле уловимые изменения в городском плане показаны в перспективе и выложены на земле, а значит воспринимаются ярче. Глаз, приученный различать изменения в объемных предметах, быстрее улавливает изменения в ширине и глубине реального участка, нежели на чертеже. А второе – это любопытное преодоление идентичности. Идя в сторону бронзовой статуи State Roof House, находящейся в дальнем конце парка, становится понятно, что тот, кто стоит на ее месте, испытывает странное колебание в процессе идентификации между собой и домом.

Welcome Park, Slate Roof House
Welcome Park, Slate Roof House

Общепринятое отрицание связи между мышлением и его физическим вместилищем моментально нарушается стремлением спроецировать себя на место. Это создает почти картезианское сомнение об отношении разума и тела – это «Я здесь» или «Я там»? Возможно, это колебание является частью восприятия неоклассических сооружений, например, таких как Здание товарной биржи Уильяма Стрикленда, построенное в начале XIX века и находящееся неподалеку. Его холодные серо-голубые блоки по-своему осязаемы. Его львы и гигантские арабески, примерно одинакового размера – с человека – вызывают свою собственную форму колеблющейся самоидентификации, при которой тело балансирует с другим объектом аналогичного размера и формы.

Уильям Стрикленд. Здание товарной биржи. 1832–1834
Уильям Стрикленд. Здание товарной биржи. 1832–1834

Этот опыт вызывает повышенное ощущение телесности – когда разум возвращается в предназначенный для него сосуд. Нарисованные плоские и графичные брусчатка, улицы, кварталы и набережные воспринимаются иначе, если по ним прогуливаться – можно ощутить глубину и осязаемость от одновременности видения и телесного восприятия изменяющихся текстур и цвета камней под ногами. Осязаемость пространства повышается также благодаря резкости букв, обозначающих названия улиц. Буквы, врезанные в мраморные камни пешеходных зон, хаотично распадаются надвое, когда попадают на участки склейки. Как и замковый камень в здании колледжа Wu Hall в Принстонском университете (проект «Вентури, Раух & Скотт Браун»), эти расколотые символы противостоят наблюдателю материальностью своей поверхности и слов, написанных на ней. Надпись Анри Лабруста о библиотечном каталоге на фасаде Библиотеки Сент-Женевьев, которая интерпретирует библиотеку как «большую книгу», слова из которой должны быть прочитаны и усвоены в виде абстрактного содержания, работает не так, как предыдущий пример – его техника трансформирует материю символов в субстанцию. Она препятствует бессознательному восприятию названий улиц в виде бестелесной информации. Эти слова обладают подчеркнутым присутствием.

Venturi, Rauch & Scott Brown. Gordon Wu Hall. Princeton, New Jersey. 1983
Venturi, Rauch & Scott Brown. Gordon Wu Hall. Princeton, New Jersey. 1983
Анри Лабруст. Библиотека Сент-Женевьев. 1851
Анри Лабруст. Библиотека Сент-Женевьев. 1851

Временная шкала, проходящая вдоль боковой стены и нисходящая по мере того, как участок спускается со стороны Делавэра на сторону "Skoolkill" (как написано на старой карте), также требует «двигающегося» чтения. Здесь необходимо не только боковое, но и нисходящее движение – движение «вниз по истории». Даже такой банальный способ представления истории может вовлекать тело в действие, которое привлекает чувствование, и без которого эта шкала воспринимается исключительно как символическая, нематериальная информация.

Мы не утверждаем, что этот парк может быть полностью объяснен исходя только из его отношения к телу. Просто нужно понимать, что созерцания недостаточно. Должно выполняться телесное движение, чтобы довершать интеллектуальное содержание парка – получать сообщение. Помимо всего прочего, это акцентирует внимание на высокой сложности и тонкости опыта – опыта, который включает в себя как тело, так и ум, в отличие от задействования одного в ущерб другому. Древние греки знали, что для запоминания необходимо подключение всех чувств и эмоций; так, они прививали важные культурные знания рифмой, ритмом, танцем, песнями и сказами. Знание было знанием тела. В этом постмодернистском парке коллективная история становится частью индивидуальной посредством комбинации визуальных, кинетических и проективных средств, вовлекающих тело в осознанность и действие.

Franklin Court находится в нескольких кварталах от Welcome Park на улице Market Street. Он имеет сложную структуру и дизайн и представляет собой совокупность различных достопримечательностей, музея, городского парка. Место принадлежало Бенджамину Франклину, и все еще сохранившиеся дома вдоль улицы, с которых он имел доход от аренды, включены в проект Franklin Court. Большая часть объектов сделана из коричневых камней и на подземном уровне, там расположены театр и различные программные экспонаты. Особняк Франклина, когда-то расположенный в задней части участка, был уничтожен много лет назад вместе со всеми чертежами и записями его планировки. Дизайн Вентури, Рауха и Скотт Браун не пытается воссоздать его. Вместо этого особняк Франклина состоит из двух домов-призраков, построенных из огромных гладких серо-белых металлических элементов-столбцов.

Одно из этих сооружений – это архетипический вид дома, похожий на детский рисунок – со скатной крышей и дымоходами. Он расположен на участке, где находится фундамент уничтоженного дома Франклина. На фотографиях эти серые призрачные линии выглядят слишком тяжелыми, слишком карикатурными; они могут показаться своего рода издевательством над «идеей истории» старого города. Однако, в отличие от отчетливых скелетных проволок в скульптурах Джакометти, которые служили вдохновением для архитекторов, плоская, широкая, непрозрачная и гладкая фактура элементов дома не позволяет им восприниматься в качестве сугубо структурных. Действительно, при разном свете и под разными углами зрения они, кажется, исчезают в небе над открытым парком, кажутся по-настоящему призрачными.

Venturi, Rauch & Scott Brown. Ben's House (Franklin Court). 1976
Venturi, Rauch & Scott Brown. Ben's House (Franklin Court). 1976

Нас интересует не музей в целом, а именно парк – то, как он, имея название Welcome Park, задействует тело в качестве основного источника восприятия, и как он использует нарратив, вписанный в поверхность парка с целью создать ощущение истории. Входя с заднего входа, со стороны маленького каменного переулка под названием Orianna Street, вы сразу же оказываетесь у первого призрачного дома с необычными коричневыми бетонными крышами по периметру. Они слегка скрыты от глаз и имеют неясное предназначение. Спустившись на несколько ступеней ниже – что является метафорой спуска в потусторонний мир – вглядываешься в эти коричневые крыши. Они окутывают поле зрения, как пелена, скрывая от посетителя город и окружающую обстановку. Опустив голову, можно увидеть несколько оставшихся камней от фундамента старого дома – они находятся под стеклом, а разглядеть их можно при помощи перископа. Этим «немым камням» дали возможность заговорить через диаграммы, которые показывают какую из частей дома они поддерживали.

-15

Когда человек выпрямляется, его взгляд, приученный направляться вниз, падает на тротуар. Брусчатка по периметру дома–призрака украшена цитатами людей семнадцатого века, которые когда-то здесь жили, рассказывающие истории о трудностях и радостях жизни в Новом Свете. Стоять на этих камнях, которые имеют столь заметное сходство по цвету, фактуре и надписям с ранними американскими надгробиями, значит чувствовать себя одним из бывших жителей. Если при прогулке по выгравированному плану города в Welcome Park появляется легкое ощущение стыда, то здесь оно превращается в кощунство, как будто посетитель буквально ходит по могилам.

Покинув довольно депрессивную часть парка, где находится дом-призрак, мы словно покидаем сон о прошлом и попадаем через призрачную арку в садовый участок. Эта часть парка оборудована роскошными креслами, стоящими под перголами или у стен. В то время как «кладбище цитат» и камни фундамента довольно четко отсылают к прошлому, эти сады очевидно существуют в настоящем. Сад сделан подобно тем, что были в XIX веке – источники лекарств и специй, – и его планировка помещает аптекарский огород в пределы эстетического измерения. Сидя под большой перголой, которая когда-то могла быть установлена на этом же месте Франклином, посетитель ощущает себя человеком из прошлого. Пергола также как стены и решетки, не воссоздает, а репрезентирует то, что тут могло быть, интеллектуально удовлетворяя своими схематичными формами.

-16

Привлекая внимание к тому, что материально представлено (и не представлено), парк проводит четкое различие между старым и новым. Не будучи музеем и точным, буквальным воссозданием прошлого, он позволяет истории быть пережитой одновременно в настоящем через воображение и как то, что реально происходило в прошлом. Он предлагает тонкое и точное понимание связи этих фрагментарных останков с периодом, из которого они изъяты. Элементы местности функционируют с одной стороны как нечто непосредственное, а с другой – как знаки.

В этих четырех ландшафтных проектах, которые также являются проекцией воображения и психическим измерением глубины, представлена архитектурная репрезентация и физическое воплощение соматического опыта посетителя. Глубина принимает разные значения в каждом из примеров – воспоминание и горе, отдаленность от цивилизации, исторический период. Но в каждом случае время и пространство приобретает гибкое измерение благодаря проективной склонности тела. В своих виллах Ле Корбюзье использовал телесное движение вместе с идеей архитектурного променада, чтобы рассказать историю о восхождении через форму, поместить бесконечные пространство и время на вершину мира, чтобы созерцать, теоретизировать – чтобы разглядеть «наличную ситуацию» и найти альтернативы. В противовес этому архетипичному модернистскому видению, представленные проекты обеспечивают альтернативы линейному историческому времени и картезианскому пространству. Вовлечение воображения зрителя производит индивидуальную историю, а не гегемонный нарратив. Таким образом, культурные значения, будучи встроенными в само место, предлагают новые отношения между формой и содержанием. Ослабление разделения разума и тела также позволяет ослабить разрыв между знаком и значением. Значение ускользает от ограничений семиотической теории в сторону более расширенного понимания, весело пренебрегая постструктуралистской боязнью присутствия. «Единство» значения, как в субъекте, так и в объекте, предоставляет самому значению реальность, но не объективную и в то же время не иллюзорную.

Архитектурный променад – концепт, который впервые встречается у архитектора Огюста Шуази, а в дальнейшем был развит у Ле Корбюзье. Он предполагает создание пешего пространства в архитектурном объекте, которое позволяет проходить "сквозь" всё здание. Первым проектом Ле Корбюзье, включающим в себя променад, была Вилла Савой в Пуасси.

Ле Корбюзье. Вилла Савой. 1928
Ле Корбюзье. Вилла Савой. 1928
Одна из работ феминистской художницы Марты Рослер в серии "The Bowery in two inadequate descriptive systems" (1974–75), демонстрирующая ограниченность визуального и языкового подхода в репрезентации пространственных объектов и участков, а также показывающая кризис семиотики – в таком виде знак и значение теряют связь, поскольку знак не исчерпывает всей гаммы впечатлений и ощущений, которые может предоставить телесное присутствие.
Одна из работ феминистской художницы Марты Рослер в серии "The Bowery in two inadequate descriptive systems" (1974–75), демонстрирующая ограниченность визуального и языкового подхода в репрезентации пространственных объектов и участков, а также показывающая кризис семиотики – в таком виде знак и значение теряют связь, поскольку знак не исчерпывает всей гаммы впечатлений и ощущений, которые может предоставить телесное присутствие.

История принимает форму повествования. В литературных культурах, где записанная история сместила живую традицию, архитектурные сооружения нуждаются в объяснениях, чтобы быть понятыми как часть прошлого. В Мемориале ветеранов войны во Въетнаме и двух парках в Филадельфии нарративы буквально вписаны в саму архитектуру. Посредством помещения тела в непривычные отношения с надписями на поверхностях, сделанных человеком, архитекторы позволяют истории стать «частью» индивидуального опыта. Тем не менее, в пост-литературном обществе, в котором телевизор и компьютер замещают книгу, уничтожившую архитектуру, это «телесное знание» не может быть возможностью в том же упрощенном смысле, в коем оно существовало в античной, по преимуществу словесной, культуре времен Платона. Скорее всего поэтому телесное знание используется в данных проектах для того, чтобы восстановить отношения с отдаленным – с мертвым, с прошлым, с естественным.

Такой телесный опыт предполагает возможности для понимания истории в постмодерне – в «пост–историческом» настоящем. Наша культура, в которой модерновая идея о единой и направленной истории была расщеплена на множественные, сосуществующие истории, была названа «концом истории». С этой точки зрения соприсутствие объектов и образов из мест, разделенных большим расстоянием, одновременность отсылок к разным историческим периодам, содержат единичное, практически имматериальное, постмодерновое пространство-время. Теоретики постмодернизма приписывают это «выравнивание» отсылок к проблемам в структуре репрезентации, к нехватке «референциальной реальности или субстанции», вызванной товарным капитализмом и медиа. Философ Фредрик Джеймисон в доказательство этого тезиса приводит факт озабоченности архитекторов поверхностью. Четыре приведенные в тексте примера, предоставляют альтернативные модели для оперирования историей, не зависящие от таких структур репрезентации: 1) субъект и «противостоящий» ему объект; 2) «наличие отсутствия». Напротив, гибкость операции проекции на сложноорганизованную субстанцию соединяет сухую поверхность с глубиной воображения, создавая физическую реальность без тотализирующего нарратива, предлагая содержание с возможностью множества интерпретаций, заменяя разделение формы и значения на воплощенные значения.

Если эти проекты стоят за пределами отношения нематериального субъекта, противостоящего материальному объекту, тогда, согласно Хайдеггеру, они могут вести себя так только посредством Vervindung – преодоления, излечения, принятия и углубления двоякого понимания человека, вызванного картезианской эпистемологией. Я бы предположила, что в этих проектах, посредством телесного знания, обнаруживаются проблески альтернатив для метафизики знания постмодернистского субъекта. Знание, встроенное в эти парки, предполагает такого субъекта, который не является ни отсутствующим, ни единым рациональным субъектом гуманизма, ни расщепленным субъектом постструктурализма. Напротив, благодаря телесному знанию субъект, встроенный в материю, может основываться на всех типах знания, исходящих из разных источников. Это подразумевает существование «природы», которую даже Декарт, к концу своих «Рассуждений», неохотно признавал «смешанным целым» или «составным единством». Такое сближение субъекта и объекта, идеального и материального, разума и тела в новой, пост–литературной форме смешанного целого может создать феминистский субъект, главной чертой которого должна быть телесность знания (embodiment of knowledge).

Перевод: Лана Узарашвили