Найти тему
Ars sacrum

Иероним Босх, "Искушение святого Антония". Сюжет и символы. Часть первая.

От Иеронима Босха осталось немного - десяток картин и двенадцать рисунков. Но почти все из них настолько насыщены сложной символикой (а не только безудержными фантазиями художника), что без дополнительного разбора понять их полностью просто невозможно. Дополнительно все осложняется двумя обстоятельствами:

  • Босх был представителем своей эпохи (Северного Возрождения) и был, как и все увлечен сюжетами одновременно религиозными и мистическими. Глубоко верующий христианин он одновременно искал способов по-новому выразить свое отношение и к теме, и к актуальным для его страны и народа мотивам (в этом он был не одинок - Питер Брегель Старший - еще был Младший - его современник, и многие другие двигались в том же направлении);
  • основным заказчиком Босха была церковь - по сути, кроме неё и частных лиц, желающих создать собственные портреты, других-то в то время и не было. Это наложило отпечаток не только на темы работ Босха, но и на их форму. Множество их представляют собой алтарные триптихи, которые создавались для того, чтобы находиться в храмах и притягивать к себе внимание паствы (чаще всего неграмотной - так что сюжеты и персонажи должны были быть легко узнаваемы).

Все это - первое приближение к тому, чтобы понять одну из самых значительных работ мастера: триптих "Искушение святого Антония". Именно к его жизни питал пристрастие и живописец, и многие его современники. Босха могла притягивать близость имени - Антонием звали его отца и одного из братьев. А его аудитории Антоний был близок, в первую очередь тем, что был легендарным примером противостояния дьявольским искушениям - а именно их, как считалось, именно в то время и возникло предостаточно. И речь не только о злокозненных колдунах и ведьмах, которые всячески старались нанести честным христианам ущерб. То время - это период бурного развития в самых разных сферах. А где развитие - там и искушения. Растет торговля - как избежать желания урвать себе в карман побольше? Развивается производство еды - так вот вам и растущее число чревоугодников. И так далее. А где искушения - там и тоска по "прежней морали" и стремление обличить грешников

А кроме того, в то самое время по всей Европе +гремела Реформация - волна движения против распущенности римского клира и папской "непогрешимой власти". Босх, конечно, не был протестантом - он был (скорее всего "по наследству") активным членом католического "Братства Богоматери" - но уже и среди католиков существовало изрядное недовольство произволом Рима и отходом от "изначальной апостольской чистоты". К тому же Босх был нидерландцем, представителем народа жестоко страдавшего от испанских католиков... В общем, все сложности эпохи так же нашли отражение на его полотнах.

Триптих "Искушение Антония" работа большая и одной статьи для него будет маловато. Алтарный триптих вообще - это произведение у которого пять частей: центральная, левая створка с внешней стороны, правая с ней же - и внутренние стороны створок. Обычно, центр триптиха и внутренние части образуют единое сюжетное целое - оно полностью видно, когда створки раскрыты. То же относится и к внешней стороне: она из двух частей и объединена одной темой. Часто внешние стороны створок выполнялись художниками более небрежно - кто их видел? когда аудитория была перед триптихом - он был открыт, а на закрытый никто и не смотрел почти. Часто - но не в этом случае.

Вот две внешние створки:

-2

На левой - эпизод "Взятие Христа под стражу", на правой - "Несение Христом креста". И та, и другая выполнены в технике, которая называется "гризайль", когда все фигуры и предметы выполняются оттенками одного цвета - то есть, цвет "выводится за скобки" и важен только сам сюжет. На заднем плане на обоих створках - типичные голландские (а не палестинские, как было бы положено) пейзажи - это было вообще свойственно живописцам того времени: евангельское повествование, как бы помещалось в повседневный контекст, становилось не далекими событиями прошлого, а частью обыденной жизни.

Казалось бы - а при чем тут святой Антоний? Он жил намного позже, в Евангелии о нем ни слова, его житие знали, в основном по "Золотой легенде" - самому популярному житийному сборнику того времени.

Миниатюра из неё, иллюстрация к рассказу о святом Антонии и его искушениях (1470 год).
Миниатюра из неё, иллюстрация к рассказу о святом Антонии и его искушениях (1470 год).

Но дело в том, что все, через что прошел святой - это его следование за Христом. Его искушения - это следствие принятия им на себя обязательств праведности. А возможность им противостоять, с точки зрения культуры того времени - результат не человеческой воли, а божественной помощи своему верному последователю. Так что, все логично - история искушения Антония, как раз и начинается там, где заканчивается земной путь Иисуса, где Его учение становится основой для жизни тысяч последователей.

Когда створки распахнутся... ну, об этом в следующий раз. Пока прервемся.