Утром 6 июня 1944 года началась крупнейшая в истории войн десантная операция. Союзные войска, в рамках операции "Оверлорд" высадились в Нормандии. С их стороны было задействовано около полутора миллионов человек личного состава. Для проведения операции было задействовано множество единиц военной техники, которой требовалось топливо в огромных количествах.
Перед началом операции остро встал вопрос снабжения наступающей группировки горюче-смазочными материалами. Количество наливных судов было ограничено, в связи с распределением их по огромному театру военных действий. В частности на Тихом океане снабжение войск топливом осуществлялось исключительно при помощи флота. Также союзники не без оснований опасались активности немецких подводных лодок и авиации.
Именно тогда и была придумана идея проложить трубопровод по дну пролива Ла-Манш. Идея была предложена главным инженером совместной британо-иранской нефтяной компании Артуром Хартли. Саму же концепцию разработал британский инженер, капитан Джон Хатчингс. Проект трубопровода имел обозначение PLUTO, что расшифровывалось как Pipe-Lines Under The Ocean - трубопровод под океаном.
Для трубопровода были разработаны два типа труб: тип HAIS (по имени инженера Хартли, англо-иранская компания) и тип HAMEL (по имени двух инженеров Хаммик и Элис). Трубопроводы HAIS имели свинцовую изоляцию, что увеличивало гибкость. Но при этом были очень тяжелы и стоили очень дорого; этот тип труб использовался в начале и в конце трубопровода. Тип HAMEL имел стальную изоляцию, был менее гибок, но легче и дешевле.
Для непосредственной укладки на дне пролива, британскими инженерами были предложены огромные барабаны, с намотанным на них кабелем трубопровода. Сами же барабаны работали при помощи паровых лебедок и их буксировали транспортные суда.
В самой же Британии, еще до начала операции была развернута целая сеть насосных станций. Месторасположение этих станций тщательно скрывалось, места их установки маскировались.
Для прокладки трубопроводов использовалось более 30 судов. Ну а первый трубопровод был уложен только к августу, когда операция была в самом разгаре. Сам процесс занял 10 часов и было уложено 130 км труб. Впоследствии сеть трубопроводов расширялась, а всего по ним было транспортировано около 700 млн тонн горюче-смазочных материалов. Ну а сама сеть поставки топлива, впоследствии была расширена, по мере продвижения союзных войск.
Если понравилась запись, то ставь "палец вверх". Если понравился журнал, то можешь на него "подписаться" здесь:https://zen.yandex.ru/id/5b2292a4d0734900a849be8d. Также можешь "поделиться"этой или другой записью у себя в соцсетях.
Статью также можно прочитать на моей странице ЖЖ: https://andrey-19-73.livejournal.com/131687.html