«Лучше бездетность, только б добродетель
Нам даровал Верховный Благодетель,
Чтоб мы, отмучившись средь мира лжи,
Исполнились бессмертия души.
Лучше бесплодность, только б никогда
И никому не причинить вреда,
А плод своей любви увидеть там,
Где власть принадлежит лишь Небесам».[i]
И вот всю жизнь терплю я муки ада,
Не видя плода преданной любви,
В котором бы была моя награда
За годы одинокие мои ?
Ты дал мне драгоценных деток кровных,
Но не даёшь никак детей духовных,
Которые любили бы Тебя,
Как я Тебя любил любовью вечной,
Чтоб в их делах и мыслях видел я
Подобие моей души сердечной
И знал, что не напрасно прожил дни,
Что я живу, если живут они.
*
Наследие от Господа лишь в том,
Чтобы детьми наполнился наш дом.
Пусть золота ни справа нет, ни слева,
Пол смысла нашей жизни — в плоде чрева.
Блажен, кто воспитал сынов и дочерей
Как знак своей любви к Отцу души своей.
Блажен, кто умер только плотью тела,
Оставив в детях часть святого дела.
Блажен, кто, закалив себя в борьбе,
Взрастил потом подобного себе.
Вóт счастье — и другого я не знаю.
Чтó толку, коль от зла весь мир спасаю,
Но, не имея продолженья в детях,
Труды свои бросаю я на ветер.
Вóт счастие. — Но кáк приять мне счастье
Среди болезней, горя и несчастий ?
Кáк может детям радоваться тот,
Кто зрит вокруг себя детей-сирот ?
Кáк мне благодарить за счастье Небо,
Когда у многих нет воды и хлеба ?
Ведь справедливости я жаждал с юных дней
И слил с Тобою жизнь души моей.
А Ты — Отец сирот, и потому
Посажен я в сиротскую тюрьму.
Ведь я — Твой сын, навек — Твоя частица,
И, хоть желаю к радости стремится,
Но, будучи с Тобой соединён,
Иду туда, где слышен плач и стон.
Куда бы ни стремился сын на свете,
Он вечно будет только в Отчем Свете,
И если Отчий Свет ведёт во тьму,
Не станет сын противиться тому.
И вот во тьме сижу я дни и годы
Наперекор велениям Природы,
Наперекор стремленьям естества
И всё твержу заветные слова:
«Дитя моё, когда ж родишься ты ?
Когда, поверив всем, ты предан будешь ?
Когда свои надежды и мечты
Ради больных и брошенных забудешь ?
Когда, желая всем благотворить,
Наткнёшься ты на цепь преград моральных
И не сумеешь в жизни воплотить
Своих идей, чрезмерно идеальных ?
Когда своей любовью неземной
Ты испугаешь даже самых смелых
И честностью кристальной и прямой
Отгородишься от людей стеной,
Душой чуждаясь фарисейских дел их ?
Когда смогу я, глядя на тебя,
Сказать, не усомнившись ни мгновенья:
«Не умер я, в тебе продолжен я,
И мой огонь горит в твоих стремленьях» ? —
*
«Лучше бездетность, только б добродетель
Не ускользала от тебя вовек». —
Но добродетель — Бог тому свидетель —
Обрёл я, будучи слугой калек.
И чтó ж мне — любоваться на себя,
Кáк добродетелен и щедр я !
Я видеть больше не могу себя,
Когда один, один на свете я !
Один — будь проклято понятье это,
Лишившее меня тепла и света.
Чтó толку было от моих забот
О душах и судьбе Твоих сирот ?
Они не приняли любви великой,
Не возблагоговели пред Владыкой,
Не изменили свой порочный нрав,
Не полюбили Твой святой устав;
Во всех моих стараниях и рвенье
Им виделись лишь злые ухищренья,
И сколько мук для них я ни терпел —
Одни неблагодарности имел.
Но самое ужасное мученье
Я находил не в хамском отношенье,
А в том, что, души запустив свои,
Они к Тебе не ведали любви,
Они Тебя ни капли не любили
И потому мне горше смерти были.
*
Умрёт бездетный — даже пёс не взвоет,
Глаза ему и ветер не закроет,
Души его никто не помянёт
И смысл жизни вместе с ним умрёт. —
Коль в этом Твоя Воля для меня,
Не стану ей противиться и дня.
Коль жизнь моя есть жертвоприношенье
Для Твоего, Отец, успокоенья,
То я смиренно голову склоню
И слóва больше вслух не пророню:
Пускай о счастии душа мечтает,
Но в этой жизни счастья не встречает.
___________
[i] Прем. 4,1,2. 3,13.