Недавно Федор Емельяненко проиграл бой за 34 секунды. От футбола до биатлона можно вспомнить спортсменов, которые показывали феноменальные результаты. Но, вместо того чтобы вовремя уйти, продолжали участвовать в соревнованиях. Причин много. Одна из них - проблема субъективного искажения реальности.
Мозг ищет объекты, связанные с нашими целями, проблемами и желаниями. Работа идет постоянно, в автоматическом режиме. Я, как отец 3 детей, везде вижу коляски и детские площадки – даже когда иду один.
А вот затем мозг интерпретирует найденные факты так, чтобы они совпали с нашими ожиданиями. Ведь если ожидания не сбылись – мы расстроимся. А мозг избегает угроз. Поэтому мы видим то, что хотим увидеть. Ожидания влияют на восприятие.
В результате мозг буквально отовсюду вылавливает подтверждение того факта, что мы молодцы. Движемся в правильном направлении. Даже если всем окружающим ясно, что это не так.
Когда финмодель стартапа убыточна, первая мысль: "допущена ошибка в расчетах". А не "проект - дрянь". Обычный итог - в модели корректируются предпосылки, заставляя проект выглядеть лучше. Так, как хотим его видеть мы.
Считается, собачка в огне – смешной мем. На самом деле, он не смешной. Так относится к своим проблемам большинство людей.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.
Больше в моей книге: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом". (ЭКСМО, Ozon, Litres)
Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"
Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США
Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов
Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"
А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!
Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита
Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет
ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "