- Рано, какая вы не на киноэкране, а в жизни? Что есть такого в вашем характере, что не позволяет почивать на лаврах известности, а бороться за судьбу совершенно незнакомых детей?
- В первую очередь требовательность. К жизни, работе, людям. А главное - самой себе. Чтобы чего-то добиться, необходимо иметь в характере стержень. Мне кажется, я именно такая. И именно это помогает достигать целей.
Люблю то, что делаю, работаю в разных направлениях, поэтому все у меня легко получается. Да, везде есть сложности, но упорство и труд помогают их преодолевать. Нравится учиться, познавать что-то новое, разбираться в мелочах, получаю от этого удовольствие, хотя иногда и очень устаю.
А нрав у меня совсем не легкий и порой сильно отличается от образа, который воплощаю на киноэкране. Играю в основном положительных персонажей, простых, коммуникабельных. Все это есть в жизни. Как и многое другое: сильный характер, немного даже властный - люблю брать все в свои руки. Я очень строгая мама и требовательна к детям, так же, как к себе. Иногда даже приходится себя останавливать.
Не считаю ребят, которыми мы занимаемся, чужими… Они все наши и мои в частности. Каждый из них.
- Что сподвигло заняться этой тяжелой работой?
- У многих из тех, кто трудится в социальной сфере, есть близкие с подобной проблемой. Человек, не знакомый с ситуацией изнутри, таким вопросом может и не заинтересоваться. Эта боль есть и у меня: проблемы со слухом у родителей, потому тема близка мне, так как я жила и выросла в мире слабослышащих и глухих людей. Они меня вырастили, дав достойное воспитание и образование, несмотря на инвалидность.
- Этот взгляд как бы изнутри позволяет по-другому воспринимать ситуацию?
- Хочу подчеркнуть, что такие проблемы существуют во всем мире, в том числе и в развитых странах. Побывав недавно в Америке, убедилась, что и у них не пришли к единой практике обучения глухих людей. Вот с другими категориями детей с инвалидностью существует ясность, разработаны определенные практики и методики.
Возможно, большую роль играет двоякое отношение к мальчикам и девочкам, страдающим глухотой. Во многих семьях рождаются такие, и невозможность нормального общения родителей и ребенка разделяет их пропастью. Зачастую в них хотят, чтобы чадо не осваивало язык глухонемых в школах, а училось именно разговаривать, что в принципе осуществимо, хотя речь и будет с определенными дефектами. В других семьях, например, глухотой страдают все - родители и ребята. Там существует своя традиция языка жестов, на котором свободно общаются. И такие папы и мамы против запрета говорить на этом языке в школах, они заинтересованы, чтобы ребенок свободно владел литературным языком жестов. Подобный подход к образованию детей с глухотой отражается и на процессе обучения в специализированных учреждениях.
Например, в странах СНГ существует два вида языка жестов: литературный - профессиональный, со своей грамматикой и спецификой, богатый и обладающий всеми компонентами, характеризующими его лингвистическую полноценность, а также "уличный", или "сленг" - придуманный, достаточно легкий в освоении, но неправильный. Проблема в том, что если глухонемой ребенок начнет читать книгу, не изучив литературный язык жестов, то просто ничего не поймет.
- Обучают ли ему у нас в стране?
- К сожалению, сегодня в специализированных школах республики детей учат по другой методике, предполагающей заставить ребенка именно говорить. При этом сам педагог даже не преподает на языке жестов, и это, по моему мнению, является проблемой. Раньше, когда мои родители учились в спецшколе, их тоже заставляли говорить, но при этом вели программу на языке жестов.
Сложность восприятия информации, которую поставщик пытается донести до детей через артикуляцию, движение губ, не позволяет им овладевать ею в полном объеме. И с этим согласны многие специалисты, считающие необходимостью использовать при обучении разговорную речь, мимику и язык жестов, при этом также требуя от детей усвоения навыков говорения. И, на мой взгляд, это поможет детям более полно понимать доносимую информацию, пополнять словарный запас и развивать искусство грамотного общения.
Благодаря работе в центре удалось побывать во многих специализированных школах страны. И там столкнулась с целым рядом проблем. У нас очень хорошее обеспечение таких учреждений. Государство создает для детей с ограниченными возможностями все необходимые условия. Но, мне кажется, что нужно изменить отношение к ним, ввести новую методику преподавания, обучать ей наших наставников и даже за рубежом.
Сейчас над этим работаем, планируя приглашать экспертов, владеющих такими методиками. Существует специальная лечебная педагогика, основанная на индивидуальном подходе к детям с разными группами инвалидности, и мы поднимаем вопросы ее применения в Узбекистане.