Всем привет, это Дарья и канал @ausfahrt.
Самый завораживающий кусочек истории для меня — это граница 19 и 20ых веков. Во-первых, электричество, во-вторых, паровые двигатели и в-третьих, железобетон. Мир сразу поменял масштаб — все эти огромные фабрики с панорамными окнами и небоскрёбы выше 20 этажей, туннели, дамбы, корабли с клёпанными боками и необъятными трубами, поехали автомобили, полетели дирижабли. Кусочки того времени можно найти, как артефакты, в сегодняшнем мире. Магазин купцов Елисеевых и Дом Книги, Небоскрёб Утюг, Эйфелева Башня, Вуппертальская навесная железная дорога, фильм Прибытие поезда, толкование сновидений Фрейда, Зов Ктулху Лавкрафта, первые рабочие профсоюзы, социалистические революции.
Гамбург, город-побратим Санкт-Петербурга, сохранил этот дух в восхитительном масштабе.
Город всегда был портовым — Эльба, на которой он стоит, впадает в Северное море, через которое активно велась торговля. Самые старые постройки, найденные археологами относятся к 5-6-му веку, в 9-м веке там была основана крепость, городом она стала в 12-м с развитием торговли на севере Европы, а в 16-м получила звание “Вольного города империи”, когда Гамбург стал перевалочным пунктом в торговле с Азией и недавно открытой Америкой.
В 1871 году объединилась в государство Германия, и город стал окном в мир и, кроме торговли, стала активно расти промышленность. К 1920-му году население Гамбурга достигло 1 млн. жителей, а к 30-му — 1.15, что интересно, Санкт-Петербург тогда уверенно опережал Гамбург по росту населения — 740 тыс. и 2 млн. соответственно.
Гамбург впервые изменил свои территориальные границы и поглотил соседние поселения Альтону, Санкт-Паули и другие. Теперь так называются районы города. Рабочие и докеры переправлялись с берега на берег на паромах, отстаивая часовые очереди, чтобы подняться на борт. Движение на Эльбе стало настолько интенсивным, что паромы периодически сталкивались, мешая движению торговых и пассажирских судов. А зимой вставал лёд, и трудягам приходилось давать крюк в 12 километров через острова.
Настроения в среде рабочих складывались тревожные, начало двадцатого века как-никак. Надо было срочно наладить сообщение между берегами и не нарушать движения на Эльбе. Если строить мост, то потребовался бы таковой высокий (собственно 55 метров), чтобы проходили корабли, по тем временам это были непомерные расходы.
Хотя, уже построили первый разводной мост в Питере (Лейтенанта Шмидта (я олдфаг)) и даже в Лондоне (Тауэрский), в Гамбурге от такого варианта из-за ширины Эльбы отказались. Можно было сделать поворотный, но с учётом ширины Эльбы — чрезвычайно громоздкий. Рассматривали даже канатный. Но к мостам должны были бы вести пандусы, места для которых в городской среде тогда не было.
Это было время инновационных решений, и всего за 4 года, к 1911-му город вырыл туннель длинной 426,5 метров на глубине 24 метров. Высоту туннеля рассчитали таким образом, чтобы кучер мог взмахнуть хлыстом.
Рабочая партия смогла отстоять интересы своего класса и для пешеходов проход был бесплатным, но вот за хоть и редкую в те времена, но машину, повозку или даже собаку надо было заплатить полмарки. Ещё бы! В него не вели дорожные развязки, транспорт опускался вниз и поднимался наверх в лифтах! Новый туннель вырыли только в 70-е, так что добрых 60 лет он связывал два берега. Он работает и сейчас, считается достопримечательностью города и совершенно бесплатен для людей.
Дальше от вестибюля Старого Эльбского Туннеля на Запад набережная сохранила мало аутентичных построек, зато обросла новыми современными зданиями, облицованными традиционным красным кирпичом и соединенными мостами, которые сохранили старые имена. Можно обнаружить настоящие гермодвери, которые должны были сохранить здания от наводнений.
Рыбный аукционный дом. Раньше там продавали лучшую рыбу для ресторанов города. Сейчас его можно арендовать под вечеринку (очень большую вечеринку) или придти на завтрак по воскресениям с 5:30 утра и до 12 за 22 евро с человека. Интерьеры здания — бесценны.
Рыбный рынок, тоже по воскресеньям, раскидывается на площади рядом со зданием. После торговли все бросают упаковки товара как есть, и за час от этого погрома и запаха рыбы не остается и следа. Приходить надо реально рано, в 11 уже не происходит ничего. Жалко, что весь рыбный рынок в Питере — это лотки с корюшкой по весне у входов в метро.
К слову о метро. В Гамбурге оно открылось в 1912 году. По тогдашней моде метро на эстакадах было самым эффективным видом транспорта, независимым от движения на улицах и количества пешеходов, норовящих броситься под колеса (до изобретения пешеходных переходов типа “зебра” оставалось еще 20 лет).
Рыть туннели ещё не привыкли, а рельсы на дорогах были заняты трамваями. В Нью Йорке уже 50 лет как строили наземное эстакадное метро. Так Гамбург стал создавать сеть метрополитена, в центре города до сих пор сохранились старые наземные вестибюли, а из вагонов можно заглядывать в окна домов.
В Санкт-Петербурге, кстати, тоже рассматривали такую возможность, остались концепты Белинского, можно посмотреть тут. Знал бы Белинский, что через полвека в вестибюли станций начнут превращать церкви.
В Гамбурге церквям тоже досталось. Так например, полностью сгоревшая в 1906 году церковь святого Михаила, которую перестроили с использованиям железобетонных конструкций в 1912 году, устояла в сороковые, когда в нее попал авиаснаряд, и сейчас она полностью восстановлена. Другим повезло меньше. Церкви святого Якова и Екатерины были уничтожены полностью и их отстроили с нуля по чертежам и фотографиям.
Всё, что от неё осталось от церкви Святого Николая —колокольня со смотровой площадкой, а внутри руин стен разместился мемориал. Напоминание о бомбежках и 50 000 жертв военного времени.
Все большие немецкие города страдают от отсутствия исторического центра — его стёрла Вторая Мировая, и он восстановлен в наши дни. В послевоенную эпоху страна решала утилитарные задачи и возводила между единичными уцелевшими домишками 18 века скупые бетонные коробки для жилья, магазинов и офисов.
И в Гамбурге есть такой район Альтштадт, по нему очень сложно проследить характер города. Но лучше придти к соседствующему с ним Шпайхерштадт - району расположенному на десятке островков, где до сих пор стоят на своих дубовых фундаментах прямо в воде старые склады.
Всего в 2015 году закончилась основная часть реставрации, и весь район целиком был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Между островами будто стихийно прокинуты пешеходные и автомобильные мостики. В бывших складах, отремонтированных на манер лофтов, расположились магазины, кофейни и офисы. Одно здание плотно обжили торговцы коврами.
Вывески магазинов, музеев и офисов аккуратно оформлены золотом. Двери и окна бережно сохранены или восстановлены так, чтобы сохранялся исторический вид. На последних этажах всюду позеленевшие от времени козырьки, скрывающие механизмы подъемных блоков. Среди этих зданий можно найти старый морской музей, старую таможню, здание полицейского участка.
Этот старый город мягко перетекает в современный район офисов, там, например, сидит редакция журнала “Шпигель”, а дальше, на север, ещё строящиеся кварталы не очень высоких стильные жилых домов.
Высшей точкой сохранения духа города и интеграции современной архитектуры стало здание Филармонии — причудливая стекляшка, будто призма, вырезанная ножом из Эльбы и её дна и поднятая на поверхность.
Эту волну строили 10 лет прямо поверх 26-этажного здания складов. Стоимость постройки росла с каждым годом и увеличилась в три раза до 789-ти миллионов евро. Кроме концертного зала на 2100 человек там есть 433 парковочных мест, отель на 244 комнаты, 45 квартир и совершенно бесплатная смотровая площадка с лучшей панорамой города.
Двух дней в Гамбурге, конечно, мало. Гулять там можно долго, а еще лучше, неспешно пожить. Я бы совершенно не удивилась, если немецкие подростки пишут про Гамбург “Настроение - бросить все и уехать в Гамбург”, так же как в России пишут про Питер.
***
У вас есть вопросы? Хотите предложить тему для поста? Напишите нам!
***
Если вам понравился этот текст, поделитесь им в соцсетях, поставьте лайк и не забудьте подписаться на нас!
***
Telegram – на нашем канале мы делимся короткими новостями и фотографиями.
Карта Telegram-каналов эмигрантов.
Дзен – наша любимая платформа для лонгридов.
P.S. Мы зарегистрировали Twitter на случай блокировки Telegram в России, так что подписывайтесь и там, будем дублировать.