Очень часто решить какую-либо проблему нам мешает неправильное мышление. И стоит лишь изменить его, как решение приходит очень быстро.
Неправильное мышление опирается на ложные представления:
Внутренний критик:
«Я ничего не стою. Моя самооценка зависит от того, что я делаю, и что про меня думают окружающие. Я виноват в том, что не соответствую определенным стандартам».
Заевшая пластинка:
«Вместо того, чтобы предпринимать какие-то действия, можно просто говорить и думать о проблеме. Это адекватная альтернатива».
Синдром мученика:
«Я не несу ответственности за то, что со мной происходит. Мое будущее определяют судьба, предназначение, удача, другие люди».
Из мухи слона:
«Срочно – значит важно. Именно так следует определять приоритеты. Глобальная картина вовсе не важна».
Чтобы бороться с такими установками, следует использовать плодотворное мышление. Для этого нужно прислушиваться к внутреннему наставнику и фильтровать свои мысли.
Установки плодотворного мышления:
— я ценен своей индивидуальностью, а не поступками;
— я учусь на ошибках, но не живу прошлым. Я знаю, когда нужно отпустить ситуацию и двигаться вперед;
— я несу ответственность. У меня всегда есть выбор. Именно я влияю на свою судьбу сильнее всего;
— я концентрируюсь на важных вещах. Я мыслю глобально и смотрю на вещи в перспективе.
Ответьте на эти семь вопрос:
1. Оцените проблему по 10-ти бальной шкале, где 10 – это смерть.
2. Насколько важна будет эта проблема спустя полгода?
Иными словами, если вы вернетесь к оценке проблемы через 6 месяцев, сколько баллов поставите ей?
3. Насколько эффективно и уместно ваше поведение?
Какой тип мышления у вас преобладает относительно данной проблемы: примитивный, эмоциональный или рациональный? Возможно, сейчас вам кажется, что ваше поведение адекватно. Но постарайтесь честно ответить, поможет ли оно в решении проблемы?
4. Как вы можете улучшить ситуацию?
Перечислите действия, которые способны улучшить ситуацию. Подумайте:
— кто может вам помочь?
— какие навыки и способности вам сейчас пригодятся?
— что вы сделаете в первую очередь?
5. Чему вас сможет научить ситуация?
Подумайте, что нового вы узнали о себе и других людях? Какие три самых важных урока вы извлекли из ситуации?
6. Что вы сделаете по-другому в следующий раз?
Не концентрируйтесь на неудачах. Лучше подумайте, как вы будете действовать в будущем, чтобы получить более позитивные последствия.
7. Какие позитивные моменты вы можете найти в ситуации?
Постарайтесь найти три таких момента.
Подумайте, какие из этих семи вопросов вам были наиболее полезны при решении проблемы. И выберите те два, к которым будете обращаться несколько следующих недель.
Запомните:
— первый шаг на пути перемен в жизни – изменение мышления. Мысли -> эмоции -> действия -> результаты;
— отключите «автопилот», принимайте решения осознанно;
— на мышление влияют воспитание, окружение, опыт и СМИ;
— «выключите» заевшую пластинку и действуйте;
— избавьтесь от синдрома мученика и несите ответственность за свою жизнь;
— заглушите внутреннего критика и слушайте внутреннего наставника;
— не раздувайте проблемы из мухи в слона и верно определяйте приоритеты;
— не позволяйте доминировать эмоциональному и примитивному мышлению, мыслите рационально;
— откажитесь от быстрых реакций, выбирайте поведение;
— скажите «нет» вопросам, которые приводят к ложным ответам, «да» — плодотворному мышлению.