С конца Второй Мировой войны советская школа танкостроения взяла курс на уменьшение размеров бронетехники. В отличие от иностранных аналогов, наши машины были значительно меньше в размерах, как по высоте, так и по ширине/длине. О причинах этого мы и поговорим ниже.
Первоначальной целью было сделать танк: во-первых, менее заметным, во-вторых, более трудной мишенью на поле боя. Логично, что малогабаритная машина не так бросается в глаза, как крупная. А если она и была замечена, то попасть в нее сложнее.
С началом Холодной войны к этому добавилась еще одна причина уменьшения размеров бронемашин. В СССР хотели, чтобы танки могли действовать в условиях ядерной войны. Машины стали еще ниже, а их формы более обтекаемыми. Считалось, что это позволит танку пережить ударную волну от ядерного взрыва на небольшом расстоянии от его эпицентра.
Кроме этого, в 60-х годах появились механизмы заряжания, что позволило сократить экипажи машин до 3 человек и, как следствие, еще сильнее уменьшить габариты танков. Первым танком с механизмом заряжания стал Т-64.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: сегодня, как правило, используется термин "автомат заряжания". Но здесь есть небольшая путаница. Когда речь идет о Т-64 и Т-80 используется понятие "механизма заряжания", а в случае с Т-72 и Т-90 - автомат, хотя принципиальной разницы между ними нет.
Последним "миниатюрным" танком стал Т-90, что неудивительно, ведь основой для танка послужил Т-72. А вот Армата по размерам уже ближе к иностранным бронемашинам, нежели отечественным, хотя она все равно значительно уступает им в размерах:
В целом, уменьшение габаритов машин привело к одному существенному недостатку - отечественные танки очень тесные и неудобные для экипажа. С одной стороны, казалось бы, комфорт на войне - последнее, о чем стоит задумываться. Однако, тесное заброневое пространство оставляет экипажу куда меньше шансов спастись, в случае поражения танка.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Заранее спасибо.