Умеют финские любители истории сохранять самолеты - этот оранжевый бипланчик в прекрасном состоянии, хотя ему уже скоро будет 90 лет. История самолета интересна тем, что произведен он в Чехословакии, в 1926 году. Финны подыскивали себе учебно-тренировочные машины и им приглянулся этот чешский самолет. Купили 10 штук, а также лицензию на производство. До 1933 года произвели 29 машин уже в самой Финляндии, причем на них ставили уже более мощный двигатель - Bramo 14, мощность - 150 л.с. Скорость была 154 км в час...
От более ранних моделей (s.18 и s.118) эта модель отличалась фюзеляжем из стальных труб вместо деревянных и более мощным двигателем.
На этом самолете тренировалось несколько поколений финских летчиков, которые потом пересели на боевые машины и прошли две войны. К концу тридцатых в родной Чехословакии этот биплан уже был списан в утиль, а вот в Финляндии он еще и повоевал - как связной самолет.. Основная же задача самолета оставалась прежней - тренировка пилотов. В начале 40-х самолет списали и из ВВС Финляндии.
Хотя один из самолетов участвовал в различных парадных мероприятиях до 1956 года.
Глядя на эту машину в сравнении с другими экземплярами двадцатых-тридцатых годов - она все же радует глаз легкостью форм и небольшими размерами (длина самолета менее 7 метров):
Сохранилось два экземпляра, чешский, и этот - финский, "оранжевый" под номером SM-153 - в музее Вантаа.
Немного о авиамузее в Вантаа смотрите здесь.
Немного о спутниковой связи - здесь.
Всем удачи!