Найти в Дзене
Satdata

Letov S-218 (1926): на чем учились летать финские пилоты в тридцатых годах

Letov  S-218 "Smolik" в финском авиамузее, Хельсинки. фото автора, SATDATA
Letov S-218 "Smolik" в финском авиамузее, Хельсинки. фото автора, SATDATA

Умеют финские любители истории сохранять самолеты - этот оранжевый бипланчик в прекрасном состоянии, хотя ему уже скоро будет 90 лет. История самолета интересна тем, что произведен он в Чехословакии, в 1926 году. Финны подыскивали себе учебно-тренировочные машины и им приглянулся этот чешский самолет. Купили 10 штук, а также лицензию на производство. До 1933 года произвели 29 машин уже в самой Финляндии, причем на них ставили уже более мощный двигатель - Bramo 14, мощность - 150 л.с. Скорость была 154 км в час...

он же, финский... фото airwar.ru
он же, финский... фото airwar.ru
он же - чехословацкий; фото - airwar.ru
он же - чехословацкий; фото - airwar.ru

От более ранних моделей (s.18 и s.118) эта модель отличалась фюзеляжем из стальных труб вместо деревянных и более мощным двигателем.

На этом самолете тренировалось несколько поколений финских летчиков, которые потом пересели на боевые машины и прошли две войны. К концу тридцатых в родной Чехословакии этот биплан уже был списан в утиль, а вот в Финляндии он еще и повоевал - как связной самолет.. Основная же задача самолета оставалась прежней - тренировка пилотов. В начале 40-х самолет списали и из ВВС Финляндии.

Хотя один из самолетов участвовал в различных парадных мероприятиях до 1956 года.

Глядя на эту машину в сравнении с другими экземплярами двадцатых-тридцатых годов - она все же радует глаз легкостью форм и небольшими размерами (длина самолета менее 7 метров):

S.218 среди других самолетов, произведенных финнами до войны; фото из открытых источников
S.218 среди других самолетов, произведенных финнами до войны; фото из открытых источников

Сохранилось два экземпляра, чешский, и этот - финский, "оранжевый" под номером SM-153 - в музее Вантаа.

Немного о авиамузее в Вантаа смотрите здесь.

Немного о спутниковой связи - здесь.

Всем удачи!