“Слушайте последние новости: безработица снижается, акции растут, а ООН только что объявила про мир на всей планете! А теперь настоящие новости — мир погрузился в разруху, ядерные пепелища царят в новом мире, а остатки человечества скрываются в убежищах и метро. Таков он — мир постапокалипсиса”.
Хоть родоначальником поприща постапокалипсиса и стала небезызвестная Wasteland, вышедшая в далёком 1988 году, но популярность данный сеттинг обрёл только с выходом первой части культовой серии Fallout, в 1997 году. Выход игры не остался незамеченным. Ее стилистика пустила свои корни в игровую индустрию, по сей день преподнося нам всё новые и новые творения. И большая часть этих творений пришла к нам с Запада.
А что же с постапом в Российских и около Российских реалиях? Наш человек уже давно хочет увидеть Fallout с родных просторов, но по какой-то причине закрывает глаза на то, что он уже есть в двух культовых вариациях: S.T.A.L.K.E.R. и Metro. Вы спросите: “Почему именно ЭТО — наш Fallout?” — тут всё просто.
Fallout завлекал своей атмосферой безысходности, миром, чьё качество нельзя назвать никак иначе, чем: “Мертвее всех мертвых” — задавал верный настрой для игрока. Игра была глубоко проработана как сюжетно, так и геймплейно, ведь как ещё можно объяснить тот факт, что фактически изометрическая ролевая игра приковала к себе взгляды миллионов людей. Да, позже концепция отошла от своих RPG корней в сторону шутерной механики, но в глубине и атмосфере не потеряла.
И вот, в 2007 году на сцену выходят украинцы из GSC Game World, со своим S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля — крайне самобытным постаповским шутером, который как и Fallout в своё время, приковал к себе взгляды миллионов игроков из СНГ. Разработчики сполна выполнили своё обещание, данное на этапе разработки: “сделать «Чернобыльский Fallout»”. В итоге получилась: та же гнетущая атмосфера отчаяния, разбавляемая колоритным русским юмором, и интересный геймплей, привнесший несколько уникальных механик в индустрию (аномалии, выбросы). Всё это, как и Fallout, давало игрока непередаваемое ощущение и заставляло его с головой погрузиться в предоставленный ему мир.
Одними из ключевых различий этих игр можно назвать причины наступления постапа и его размах. Если в Fallout в разрухе погряз абсолютно весь мир, а причиной стал “дружеский” обмен стран ядерными боеголовками, то S.T.A.L.K.E.R охватывает лишь небольшой кусочек земли, уничтоженный людьми, решившими поиграть с силами природы.
В дальнейшем вышло два самостоятельных дополнения для игры “Зов Припяти” и “Чистое небо”, лишь усилившие позицию франшизы на рынке. Даже нынешний глава Bethesda, небезызвестный Тодд Говард, в интервью ресурсу DTF лестно отзывался о “русских Fallout”: “Я очень хорошо знаю Metro и S.T.A.L.K.E.R. — это замечательные игры”.
И тут на сцену выходит студия 4A Games, основанная выходцами из GSC Game World в 2006 году. Теми самыми людьми, которые работали над культовой S.T.A.L.K.E.R. Первый проект студии вышел в 2010 году, когда она перенесли роман Дмитрия Глуховского “Метро 2033” на компьютерные просторы.
Метро, в отличие от S.T.A.L.K.E.R, имела куда более разительные отличия от Fallout: игра была линейным шутером с элементами хоррора, где на поверхности не осталось места для шуток. Здешний мир пронизан отчаянием, и если Fallout и S.T.A.L.K.E.R дают игроку передышку своим своеобразным юмором, то в серии Metro таковой либо отсутствует вовсе, либо в серьезном дефиците.
Хоть линейность игры для кого-то и является ключевым аргументом в том, что Metro — не российский Fallout, но не стоит забывать: объединяет эти игры и ставит их на один уровень — не геймплейные особенности игр, а глубина сюжета и мастерское погружение игрока в реалии происходящего. Тут Metro и S.T.A.L.K.E.R делают свою работу на все 100%.
Но сразу стоит сказать, что их нельзя назвать схожими: если жизнь в московском Метро задает игроку определенную цель, то быт чернобыльского Сталкера идет иным путем: именно игрок решает, какая из его последующих задач станет конечной. Но это до того момента, пока он не дойдёт до финала игры, там уже все равны.
Можно ли сказать по итогу, являются ли Metro и S.T.A.L.K.E.R тем самым “Русским Fallout” или это жалкая пародия? Это ни то, и ни другое. Все три серии идейно продолжают друг-друга, имея лишь поверхностные различия в геймплее. Атмосферно, эти игры выполнены на высшем уровне. По сути, Metro и S.T.A.L.K.E.R переносят изначальную концепцию Fallout на российские реалии, с присущим им колоритом. Да, их можно назвать “русским Fallout” за схожесть идей и эмоций, которые они дарят, но по сути — это самобытные проекты, которые не просто взяли хороший концепт, но и дополнили его своими интересными особенностями.
А на этом у нас всё, подписывайтесь на наше сообщество и ждите больше годноты. Peace!