Мы не можем вернуться в незавершенные ситуации и переиграть «пьесу» заново.
Мы можем повлиять на изменение внутреннего жизненного «сценария», развиваясь личностно.
В ходе терапии, внутренний психический паттерн, определявший наши реакции и поведение, слабеет, теряет аффективную наполненность, а мы получаем возможность нового развития личности, «второго начала» по М. Балинту. Но нам не доступна возможность «переиграть» прожитое буквально – «поезд ушел». Мы можем только продолжить быть новыми в нашем настоящем. Или отказаться и вернуться к старой «пьесе».
Завершение незавершенных ситуаций жизни – часто звучащая и, одновременно, недостижимая цель терапии.
Достижимая цель – обретение ресурса для эмоционального переживания и проживания незавершенностей. В этом смысле, самые ресурсные переживания – те, от которых чаще всего хотят избавиться, именуя их «негативными». А именно – злость, обида, презрение, разочарование, грусть.
Развитие способности отпускать невозможное, нереалистичное – профилактика будущих незавершенных ситуаций.
Никто не может быть совершенным. Никто не может быть достаточно удовлетворяющим. Никто не может принадлежать другому. Самая эмпатичная «достаточно хорошая мама» (Д. Винникот) не принадлежит своему младенцу, как, впрочем, и он ей. Ему еще предстоит с этим разобраться.
Единица психического развития – интериоризация свойства внешнего объекта, которое нам необходимо, но пока нам не присуще, с последующей утратой зависимости от объекта в части этого свойства.
Это означает, что новые здоровые связи с этим объектом возможны только на других основаниях, не связанных с потребностями, утратившими актуальность.
Трудность разрешения «незавершенных ситуаций» в том, что мы бессознательно и ошибочно убеждены в том, что эти потребности все еще актуальны и/или всё ещё актуальны в этих конкретных отношениях.
Тревога из-за перспективы разрыва связей, питает эту ошибку эмоциональной энергией.
Бессознательная тяга к воспроизведению незавершенных ситуаций – защитный механизм, охраняющий от преждевременных изменений, к которым психика пока не готова.
Незавершенности перестают навязчиво воспроизводиться вследствие того, что человек перестает ожидать от себя, от ситуации, от другого несбыточное и отказывается от компенсации за фрустрацию.
Человек перестает ожидать не принадлежащих ему действий, чувств и отношения другого человека. Он обращается к собственным. И только с этого момента появляется возможность обретения нового способа действий.
Развивать собственную психическую автономность, признавая автономию другой личности – это перспектива необходимая и реалистичная для терапевтического процесса.
Потенциально терапевтичными могут стать вопросы, обращенные к себе: «в чем именно мне нужно поддерживать собственную беспомощность, чтобы сохранять значимые отношения?», «развитие какого своего ресурса я воспринимаю, как угрожающее значимым отношениям?».
Человек не устанавливает такие связи сознательно, потому и ответы не лежат на поверхности. В этом смысле, это вопросы, обращенные к собственному бессознательному. И не стоит требовать от себя быстрого ответа – важно уже то, что вопрос сформулирован.
#психическиезащиты
Если Вам понравился текст - ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!
Дальше будет ещё интереснее!