Царевна-лягушка танцует очень странный танец. Налив в один рукав вина, а в другой насыпав лебединых костей, она выходит на «танцпол» - и тут начинает твориться что-то невообразимое:
«Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды; махнула левой – стали летать разны птицы».
Ученые считают, что подобные танцы, названные в летописях «многовертимым плясанием», имели место в реальной жизни – они были частью древнего праздника «русалии», который праздновали, невзирая на принятие христианства. Подобной пляской девушки (скорее всего, знатных кровей) пытались умилостивить божества плодородия. Вино и косточки, вылетавшие из рукавов, вряд ли превращались в леса и воды, но зрелище было наверняка красивое – танцовщица кружилась, размахивая длинными рукавами.
Длинные рукава часто встречаются на средневековых изображениях:
Подобные пляски и другая языческая символика изображены на браслетах-наручах, найденных в разных средневековых кладах. Эти браслеты, скорее всего, были частью ритуала – их снимали, высвобождая длинные рукава, необходимые для танца, призванного привлечь силы плодородия.
Вот что пишет академик Б. Рыбаков по поводу скрытого в сказке языческого ритуала:
«Можно полагать, что в сказке о Царевне-Лягушке отражены не зимние, а именно весенние русалии: гости съезжаются в каретах, а не в санях, к столу подают лебедей, которые зимой отлетают, а самое главное – результатом заклинательного танца явился расцвет природы, появились (оттаяли) озера и реки, оживилась растительность, прилетели птицы».