Найти тему
Юлия Руденко

ПРО ТО, КАК ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ

Пьесе этой всем чуть ли не с пеленок известного Островского второе столетие пошло. Она не настолько «заезжена» театрами, правда, как «Гроза», или там «Беспреданница», или «Без вины виноватые». Но все же периодически ставится и идет на столичных и региональных сценах. Примечательно, что к столетию ее была снята экранизация. И примерно в это же время открылся Московский театр русской драмы п/р Михаила Щепенко, на постановке «Сердце не камень» которого я и побывала. И скажу сразу, без всяких яких, игра артистов мне понравилась. И эмоционально, и с легким юмором. Конечно, с некоторый долей налета современности, но так даже острее переживалась эта история, рассказанная классиком.

-2

Очень часто сегодня случается, что в творческом произведении, будь то кино, книга или спектакль, герои и персонажи как бы сливаются в одно лицо. И трудно потом, переваривая увиденное или прочитанное, разобраться — кто есть кто.

-3

В постановке Театра русской драмы п/р Щепенко, о которой я начала говорить, все персонажи были не просто ярко выражены, а именно ярко различимы! У каждого был свой характер, задуманный автором пьесы. И в этом, на мой взгляд, как раз и состояла отличная режиссерская работа Михаила Щепенко и Тамары Басниной.

-4

Знакомясь же с актерским составом спектакля «Сердце не камень», я поняла почему здесь все так ладно и по-домашнему тепло ощущалось: на сцене играли по крайней мере две супружеские пары: Аркадий Аверин и Юлия Щепенко, Валерия и Дмитрий Поляковы.

-5

Я специально посмотрела после видео этой пьесы других театров, чтобы убедиться — мой внутренний ценз уже не совместим ни с какими другими исполнителями.

-6

Выражения лиц говорят сами за себя. Кротость, искренность, верность, скромность, терпение, щедрость — эти вечные ценности сквозили в каждом слове, движении, мимике героини.

-7

Весьма контрастно по сравнению с ней выглядела Аполлинария Панфиловна (Юлия Щепенко) — хитрой, берущей от жизни все.

-8

Но удивительным образом именно она, по сюжету, подтолкнет замужнюю героиню к любви. Вернее, к тому, чтобы чувства свои не скрывать и не таиться.

-9

Замечу, что объект ее любви — приказчик Ераст (Алексей Савченко) выглядел достаточно серьезно и ему веришь во всем: и пылкости, и признаниям.

-10

Но вообще все действие крутится вокруг завещания собравшегося умирать старика Каркунова (Аркадий Аверин).

-11

Полагаю, во многом сюжет автобиографичен, ибо написал «Сердце не камень» Островский за шесть лет до смерти, будучи женатым на молодой Маше Бахметьевой. И естественно, что он переживал и по поводу возможного замужества Маши за кем-то другим, и справедливого распределения своего имущества. Но акцент, повторюсь, в спектакле, как и в пьесе, был сделан на словах Веры Филипповны: «А вот как надо жить нам, глупым людям: люби людей, и не знай их, и не суди». Верю.