Экстравагантная семья Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерих привлекала внимание интеллектуальной общественности мира как при жизни, так и после смерти. О мистических загадках религиозных картин Николая Константиновича и таинственного общения Елены Ивановны с Учителями невидимой тибетской страны Шамбалы до сих пор ходят легенды. Но в связи ли их с потусторонним миром столь обширная международная заслуга? Эзотерика сама по себе явление кулуарное, не для всех. А тут — многотомные труды потоков учения мудрости пребывания на планете Земля, изданные на разных языках планеты. О чем они, в двух словах никто не говорит, избегая примитивизма. Но для совсем непосвященных обобщу: все, о чем бы не писала Елена Рерих в своих книгах «Живой Этики», сводилось к объединению существующих религий во имя Космоса.
Бога миротворческая семья понимала как космическую энергию. Вот как звучит один из пунктов третьего тома «Мир Огненный»: «Молитва есть выражение лучшей мысли. Все верования предлагают молиться Высшему и в лучших выражениях. Правильно советовать приобщаться к Высшему мыслями самыми возвышенными. Мы всегда указываем на высокую пользу возвышенного мышления. Кому же можно посылать мысли, как не самому Высшему? Советую не упускать времени, когда можно побеседовать о стремлении к Свету. Не прошение и не спор раздражения, но устремленный сердечный обмен умножает великую Благодать». Да и действительно, противостояние религий можно сравнить разве что с борьбой полов — мужчин и женщин, примирение которых дает, как известно, создание новых жизней. Лишь очень малая часть населения земного шара имеет смелость познавать иные верования не с априорной целью отрицания, а с принятием лучших постулатов божественной мудрости, как это делали Рерихи. В 1994-м году, правда, по определению архиерийского собора Русской Православной Церкви, Елену Ивановну и Николая Константиновича отлучили от их изначальной веры, в которой они родились и пребывали до конца своих дней. И в данном акте я усматриваю ревностные мотивы, направленные на ограничение сознания православного человека. Разве не любви к ближнему учит Библия? «Люби ближнего твоего, как самого себя,» — это ли не добродетель, которую необходимо проявлять в первую очередь духовенству? Особенно в условиях атеистических поколений! Наоборот, протянуть дружескую руку представителям других религий — такой шаг для русского православия был бы в условиях стремительного бега цивилизации показательным. «Без Бога нет пути. Можно называть Его, как хотите, но Высший Иерархический Принцип должен быть соблюдаем, иначе не к чему прикрепиться,» — пишет Е. И. Рерих.
Давайте вспомним хотя бы истоки зарождения этой великой семьи. Кем был Николай Рерих, когда познакомился с Еленой Шапошниковой? Иконописцем в Императорском обществе поощрения художеств! В последний год XIX-го века он встретил восхитительную пианистку в имении археолога и коллекционера князя Павла Путятина в Бологом Новгородской губернии — Елена Шапошникова приезжала иногда погостить к родственникам из Санкт-Петербурга. Искренние чувства и уважение друг к другу навсегда соединили этих двоих. С тех пор их творческие искания удвоились. «Большое паломничество», в которое отправились супруги в 1903 — 1904 годах по святым местам России, было первым в череде их исторически глобальных путешествий. Православные храмы, изображенные кистью Николая Рериха, предстают перед потомками в различных религиозных сюжетах. Елена Ивановна же старалась не отставать от мужа и использовала последние технические усовершенствования камеры-обскура Ньепса и Дагера для собственных фотоснимков.
Одним из самых излюбленных вдохновителей семьи был преподобный Сергий Радонежский. Сказалось влияние и священника Иоанна Кронштадского, явившего своей жизнью подвиг аскетизма, с которым были очень дружны родители Николая Константиновича. В содружестве с великими коллегами Ильей Репиным, Михаилом Врубелем, Константином Коровиным Рерих организует мощные акции поддержки русским христианским культурным традициям, а в 1914-м году даже возглавляет издание «Русская икона». Однако, в скором времени семья, в которой уже были два сына, эмигрирует в Финляндию. Официальной причиной отъезда значилось заболевание легких художника и рекомендация врачей, но понятно, что к подобному шагу Рерихов толкнуло смутное революционное время, когда жизнь людей в России перестала иметь какую-то ценность в принципе.
Европа, Америка, Азия — эти три кита-континента Рерихи буквально взорвали своим творчески насыщенным потенциалом. Выставки и музеи картин Николая Константиновича, как грибы вырастали то тут, то там. Слава бежала впереди них в арифметической прогрессии. Однако, не сильно заботясь о финансовой пунктуальности, Рерихи не раз попадали в скандальный переплет. И только дружба с великими людьми разных стран порой становилась решающей опорой в подобных ситуациях. Нет нужды перечислять имена тех значительных современников Рерихов — их было невероятно много. Единственно, общение с преданными православной церковью анафеме писателями Львом Толстым и Максимом Горьким по всей вероятности сослужила Рерихам плохую службу.
После окончания последней культурной экспедиции Рерихи навсегда задержались в Гималайской долине Кулу, являя своим каждым днем служение высшему космическому равновесию, нисколько не отрекаясь от православия, а являя любовь и терпение ко всем божественным вероисповеданиям как к равновеликим перед Высшим Космическим Разумом. И только время рассудит — оказались ли пророческими широкие взгляды и всеобъемлющая духовность Елены и Николая Рерихов? Избавится ли человечество от многовекового томагавка войны и родит ли новую энергетически наполненную реальность мироустройства?