Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок не тратил время зря, а активно познавал окружающий мир. В попытке помочь ему в этом мы записываем свое чадо на большое количество кружков и секций, специально организовываем домашние занятия. И даже на прогулке хотим придумать что-нибудь эдакое.
Между тем упуская один из самых важных элементов развития – свободное время и пространство. Это время, которое ребенок проводит наедине с самим собой. Взрослым может показаться, что он ничем не занят. На самом деле у ребенка идет большая внутренняя работа – поиск и выбор своего желания, формирование цели деятельности и т.д. В будущем дети, которые не смогли научиться занимать себя самостоятельно, выбирать деятельность в соответствие со своими желаниями, будут испытывать сложности в профессиональной деятельности, в построении отношений.
Стоит задуматься, когда в очередной раз вас потянет упрекнуть ребенка в лени и нежелании чем-нибудь заняться. Может то, что вы предлагаете, ему совсем не интересно, а мечтает он совсем о другом.
Освободите пространство ребенка для его собственных мыслей
Наши предложения и комментарии часто затмевают собственные идеи ребенка. Он не может себя услышать. Дайте ему возможность подумать о себе, не рассказывая вам подробности. Пусть он философствует, ищет свои желания, формирует стремления. Не отвлекайте его.
Оставляйте его иногда в одиночестве
Иногда стоит создавать периоды тишины, когда никто никого не спрашивает и не поучает. Это относится не только к ребенку, но и к остальным членам семьи. Подарите возможность остаться на некоторое время одному. Повседневная суета заполняет внутреннее пространство пустой информацией, перегружая мозг. Места для творчества в разных сферах уже не остается.
Переутомление
Если ребенок ходит сразу в несколько кружков и спортивных секций, он всего может и не успеть. В результате ребенок ни в чем не достигает успеха. Дайте своему малышу возможность выбрать именно то занятие, которое ему нравится.
Завышенные требования
Постоянное недовольство поступками приводит к сопротивлению ребенка явному или скрытному. Одним из вариантов такого сопротивления может быть нежелание ребенка что-либо делать: «Зачем что-то предпринимать, если я все время все плохо делаю».
Излишняя критика
Никогда не ругайте ребенка и не переделывайте то, что он сделал неправильно, у него на глазах без объяснения причин ваших действий. Лучше переделать вместе с ребенком. К тому же в любом деле можно найти, за что его похвалить.