Елена Тихомирова, CEO eLearning center
Одна из тем, которые у нас будут на конференции eLearning elements, это социальное обучение, это обучение, в котором есть социальные компоненты, есть общение, коммуникации, взаимодействие участников и между собой, и участников с экспертами.
Мне кажется, что это та часть обучения, которая именно в электронном обучении очень сильно теряется. Иногда ее просто нет. И это очень большая потеря для качества обучения и для его эффективности.
Это происходит, потому что организация обучения с коммуникациями, с разными социальными компонентами намного более трудоемкая, чем организация просто изолированного онлайн обучения.
Онлайн обучение автоматизировано, требует намного меньше людей в обслуживании, экономит компаниям деньги по всем фронтам. Вопрос только в том, что есть темы, по которым так обучение провести можно, и это нормально - продуктовое обучение, например, какие-то базовые простые темы, которые не пострадают от такого формата.
А есть темы, которые имеют для компании большое значение, темы, обучение по которым должно изменить поведение людей, их ментальную модель.
Очень часто мы недооцениваем значение темы.
Например, мы делаем курс по управлению рисками. Чтобы обучение сработало, должен произойти очень важный процесс: слушатель в свою деятельность на постоянной основе должен внедрить определенные механизмы.
Тот факт, что он прошел курс, даже с хорошим баллом, даже с высокими оценками и хорошими отзывами в анкете, не значит, что он сможет и будет знания из него применять.
На выходе получается, что формально обучение мы провели, формально в этом обучении было все, что нам нужно, формально мы можем отчитаться. Но мы не можем гарантировать, что люди будут этим пользоваться.
И когда обучение полностью изолировано, шансов на использование новых знаний в реальной жизни намного меньше, потому что человек фактически с этим знанием ничего не делал: он был один, он взял какой-то материал, он его прочитал, посмотрел, послушал, сделал задания (это при хорошем раскладе, когда в курсе есть достаточное количество практических кейсовых заданий), но он ни с кем это не обсуждал.
Человек прослушал курс в прямом и переносном смысле.
Как вы понимаете, если обсуждение не спроектировано, то оно не произойдет.
Обязательно нужны социальные компоненты. Обязательно нужно общение по поводу изучаемой темы. По сути это практика применения: полученные знания извлекают из головы, пользуются ими для участия в том или ином диалоге, а это не так просто: попробуйте поддержать полноценную дискуссию по теме, которую вы только что изучили. Это непросто, это хорошая, настоящая практика.
Как правильно спланировать коммуникацию? Она может быть в процессе обучения, но еще она может быть отложенной по времени. Например, мы через месяц после курса проводим митап, встречу - очную, неформальную, легкую.
Даже факт самого этого митапа, то, что он запланирован, будет стимулировать людей посмотреть, подумать, что-то предложить.
Кроме этого, человеку очень важно чувство сопричастности. Человеку важно понимать, что он часть некоего социума, некоей группы.
И при этом в электронном обучении мы погружаем его в среду, в которой нет социальной активности. Фактически мы человеку проектируем одиночество: он учится один, сдает тест один, думает, как применить материал, один.
Вот такой пример. Очень эффективная история с точки зрения борьбы с зависимостями - группы анонимных алкоголиков. Человек не один борется со своей вредной привычкой. Он в группе людей, которые разделяют его проблему, и у них такая же. Примеров таких групп очень много - для людей, оказавшихся в разных бедах, потерявших близких.
Это работает на чувстве сопричастности, именно оно вытягивает: когда ты чувствуешь, что ты не один, тебе намного легче.
В обучении ровно такая же логика срабатывает.
Когда я на конференции в Берлине пришла на одну из секций, и там обсуждалось, как работать с заказчиками, как правильно ставить задачу и снимать задачу, нам дали небольшие групповые задания. У меня была польза даже не столько от самих заданий, сколько от этого прекрасного чувства, что я не одна, что проблема постановки целей, формулировки задач обучения есть не только у меня. Многие с ней сталкиваются, многие с ней пытаются бороться разными способами. Я вышла, честно, с огромным энтузиазмом.
Почему из электронного корпоративного обучения это убирается, я думаю, вполне понятно: это требует организации. В отличие от полностью автоматического прохождения электронных курсов, социальная составляющая требует усилий. Ее надо спроектировать заранее, ее надо организовать. Надо придумать, где люди будут собираться, как люди будут собираться. Надо подумать, будут ли фасилитаторы на местах, их тоже надо подготовить, их надо обучить.
Есть такая простая идея.
В американских книгах часто в конце есть что-то для книжных клубов, для тех собраний, на которых люди обсуждают книги.
Это вопросы, темы для обсуждений, некий фасилитационный гид.
Вопрос: если мы делаем какой-то курс, то же самое управление рисками, почему бы к нему не приложить такие рекомендации? Это могут быть рекомендации для руководителя, сотрудники которого прошли обучение. Это даст не только невероятную пользу в принципе для внедрения изученного, но еще и чувство сопричастности: мы все вместе проходили, мы теперь все вместе будем думать, как это использовать, есть какие-то проблемы, которые со мной коллеги разделяют.
Таких мероприятий можно спланировать и придумать очень много.
Это могут быть и неформальные встречи и формальные встречи, и вебинары, и даже форумы и чаты и группы в мессенджерах. Абсолютно неважно, где это будет происходить, важно, чтобы это было.
Если есть направление для качественного развития электронного обучения сейчас, так это социальная составляющая. Она помогает сделать такое обучение, которому можно доверять, такое обучение, которое будет по-настоящему качественным, действующим и такое обучение, которое будет менять поведение людей.
Мы будем эту тему обсуждать на elements и, самое главное, я надеюсь, что мы будем все вместе над ней работать.
Если у вас есть интересные примеры про социальное обучение, давайте обменяемся опытом.
Мне очень интересно, у кого какой есть опыт, кто что пробовал, и я буду готова поделиться своим опытом - я за последнее время сделала несколько проектов, в которых общение и коммуникации слушателей имеют важную роль и у них самостоятельное большое место в программе обучения.