В сороковые как-то немножко не до кино было. По понятным причинам производство кинолент снизилось, а то, что было, должно было максимально поднимать боевой дух. Но даже несмотря на страшную войну, 1940-е подарили мировому кинематографу настоящие шедевры (а Советскому Союзу первый "Оскар").
Ещё до войны успели снять несколько нетленочек. В 1940-м вышла экранизация книги Аркадия Гайдара "Тимур и его команда" про коллектив общественно активных пионеров, которые и бабушкам помогут, и хулиганам напинают при необходимости.
В главных детских ролях сверкнули Ливий Щипачёв, сыгравший Тимура (сын поэта Степана Щипачёва), Борис Ясень, сыгравший Квакина, Катя Деревщикова, ставшая девочкой Женей.
Война вскоре раскидала всех в разные стороны. В октябре 1941-го погиб сам Аркадий Гайдар. Ливий Щипачёв впоследствии стал художником, его картины выставлены во многих музеях, в т.ч. в Третьяковке. Катя Деревщикова сыграла ещё в нескольких картинах и посвятила себя театру кукол Образцова.
Борис Ясень без вести пропал на войне в начале 1943 года. Незадолго до этого он приезжал с фронта, чтобы сняться в продолжении - "Клятве Тимура" и вскоре после этого исчез в горниле войны.
22 июня 1941 года Иван Пырьев закончил в Кабардино-Балкарии съёмки натуры для фильма "Свинарка и пастух". Вскоре после этого мужчин-актёров забрали в танковую школу, но Пырьев подсуетился и приказом самого Сталина всех возвернули назад и съёмки продолжились. Сначала доснимали в московских павильонах, закончили в Алма-Ате. Весёлый и позитивный тон картины очень диссонировал с тем, что происходило в тяжёлом 1941 году, но боевой дух поднимало.
Зельдин, конечно, прекрасен, как рассвет.
В ноябре 1941 вышла прелестная короткометражка "Приключения Корзинкиной" с ЯНиной Жеймо в главной роли. Не пожалейте полчаса и гляньте. Прекрасное.
Своеобразным символом войны, а точнее ленинградской блокады, стал фильм "Антон Иванович сердится". Он вышел аккурат перед войной и к осени 1941-го афишами этого фильма были завешаны все улицы Ленинграда. Снимать их было некому (да и нафига уже), поэтому во многих блокадных воспоминаниях мелькает одна и та же деталь - то, как посреди разорённого, осаждённого города вдруг появился некий Антон Иванович, который активно не одобряет происходящее.
"И тот, кто шёл по Невскому, сколько бы раз ни поднимал глаза, всегда видел эти афиши, которые, по мере того как развертывалась война, штурм, блокада и бедствие города, превращались в некое предупреждение, напоминающее громкий упрёк: „А ведь Антон Иванович сердится!“ И в представлении нашем возник какой-то реальный, живой человек, очень добрый, не все понимающий, ужасно желающий людям счастья и по-доброму, с болью сердившийся на людей за все те ненужные, нелепые и страшные страдания, которым они себя зачем-то подвергли".
Ольга Берггольц
А фильм хороший. И Целиковская в нём прекрасна.
В годы войны, естественно, снималось меньше, но с большим упором на смысловую нагрузку. Главная тема, конечно - война. Активно выходили "Боевые киносборники" и фильмы о текущих событиях, как художественные, так и документальные. Сразу после подмосковных боёв, например, был выпущен документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой", который прокатывали не только в СССР, но и в мире (только для мировой версии вырезали генерала Власова нафиг). Этот фильм стал первым советским фильмом-обладателем премии "Оскар" (в номинации "Лучший документальный фильм")
Максимально много внимания уделялось образу солдата на экране. В то время идеологическая нагрузка фильма не имела права отклониться в сторону ни на градус. Поэтому никаких немецких шоколадок, никаких задниц из самолёта, по спинам своих никто не стреляет. Позиции однозначные и никаких полутонов.
На экране появлялись люди,на которых должно было равняться, как, например, Аркадий Дзюбин в "Двух бойцах" в исполнении Марка Бернеса.
Если кому пожёстче нервы пощекотать и побольше ненависти вызвать, то это "Радуга" Марка Донского и "Она защищает Родину" Фридриха Эрмлера.
Эти фильмы раскрывают похожие темы - судьбы женщин-партизанок, у которых и детей убили, и мужья погибли, и жить осталось только для того, чтобы мстить фашистам. Можно вписать в обязательную программу для излечения от какого-либо сочувствия гитлеровскому режиму. Вместе с "Иди и смотри".
Очень много снималось в те годы и отвлечённых от главной темы фильмов - биографии исторических личностей, сказки ("Кащей Бессмертный", "Каменный цветок") экранизации классики ("Маскарад"), даже оперы и оперетты ("Сильва" и "Черевички"). Непосредственно во время войны вышло два ну очень годных байопика - "Александр Пархоменко" и "Иван Грозный".
Фильм Леонида Лукова о жизни и подвигах храброго усатого большевика Пархоменко страна увидела в 1942-м году. Храброго усатого большевика сыграл Александр Хвыля, который через 20 лет начнёт собирать по лесам мёрзнущих Настенек. Нельзя, кстати, не отметить, что Хвыля очень похож на первоисточник. Но я даже не об этом и не о том, какой милый там Пётр Алейников. Я о Фаине Раневской, которая сыграла в этом фильме микроскопический эпизод, который навечно вмурован в историю кино.
Героиня Раневской - тапёрша, которая за неполных две минуты успевает петь романс, курить папироску, с кем-то беседовать и здороваться. Что-то прекрасное.
И одна из моих любимых советских песен, про Лизавету, тоже оттуда.
Эйзенштейновского "Ивана Грозного", чтобы не размазывать мысль по древу, и обсуждать не будем. Просто надо смотреть, если ещё не.
Война шла к концу, фильмов становилось больше, а жить - веселее. Вышел прекрасный фильм "Насреддин в Бухаре", тоже уходящий от военной тематики, по рассказам о Ходже Насреддине. Главную роль в нём сыграл Лев Свердлин.
После войны и вовсе основной курс был взят на мирную жизнь. В 1945, например, был снят прекрасный "Слон и верёвочка", потом спортивная "Первая перчатка", сказка "Золушка", мюзикл "Солистка балета". Войной все наелись до смерти.
А если уж снимали про войну, то максимально пафосно и про таких геройских героев, которые ну никак не должны затеряться в колесе истории. Это, конечно, про "Молодую гвардию" и "Повесть о настоящем человеке". Главные фильмы-агитки сороковых, рупор пропаганды. И я не вкладываю в эти понятия негатива, это живое, настоящее свидетельство эпохи. Они просто не могли быть другими, в этом их ценность.