Найти тему

Аида! Да не айдА, а АИда! Это опера такая про Древний Египет!

Какое зрелище было самым масштабным и впечатляющим в вашей жизни? Чтобы прямо — ух! Открытие Олимпиады в Сочи? Так, хорошо. Еще. Закрытие Олимпиады в Сочи? Юбилей Норникеля? Свадьба арабского шейха? Да как вы вообще попадаете на такие события?! У меня таким событием была «Аида» в трансляции из Мет. Там все, каждый элемент и каждая деталь сделаны так, чтобы взорвать ваш мозг и поразить воображение. Как всегда, в трансляции есть свои полюсы и минусы. Безусловный плюс в том, что можно заглянуть в места, которые ни за что не увидишь из зрительного зала. Все начинается с оркестровой ямы: очень интересно наблюдать, как по-разному музыканты готовятся к началу работы. Кто-то сидит и болтает, кто-то сосредоточенно смотрит в пространство, а потом приходят дирижер... Этого человека зовут Никола Луизотти, и я, в принципе, была готова к тому, что он останется гвоздем вечера. Я просто не пониманию, как он остается в живых после такого проживания музыки! Даже если вы ничего не понимаете в мажорах и минорах, по его лицу легко можно понять, трагическая это музыка или героическая. А движения его рук — неподражаемы! Я никогда прежде не видела, чтобы дирижер сигнализировал музыкантам: «Тут нужно играть в ритм биения сердца, а тут — в такт крыльям бабочки в легких порывах ветра…» Ну, или это я так поняла. А как оркестр реагировал на его появление! Они изо всех сил сдерживали себя, чтобы не начать свистеть, кричать «Ура» и кидать в него предметы своей одежды. Многие краснели и опускали глаза… Это было очень мило. И я впервые увидела мужчину-арфиста! Я думала, этот инструмент по силам только маленьким хрупким женщинам и Эми Фара-Фаулер. 
Так вот, «Аида», о чем она? Да, все, как обычно: любовный треугольник, сражения, цари, ревность, кто-то умрет. Все это на фоне массивных декораций гробниц, дворцов и статуй Древнего Египта. В полный рост! Никто не собирался мелочиться!
Какое зрелище было самым масштабным и впечатляющим в вашей жизни? Чтобы прямо — ух! Открытие Олимпиады в Сочи? Так, хорошо. Еще. Закрытие Олимпиады в Сочи? Юбилей Норникеля? Свадьба арабского шейха? Да как вы вообще попадаете на такие события?! У меня таким событием была «Аида» в трансляции из Мет. Там все, каждый элемент и каждая деталь сделаны так, чтобы взорвать ваш мозг и поразить воображение. Как всегда, в трансляции есть свои полюсы и минусы. Безусловный плюс в том, что можно заглянуть в места, которые ни за что не увидишь из зрительного зала. Все начинается с оркестровой ямы: очень интересно наблюдать, как по-разному музыканты готовятся к началу работы. Кто-то сидит и болтает, кто-то сосредоточенно смотрит в пространство, а потом приходят дирижер... Этого человека зовут Никола Луизотти, и я, в принципе, была готова к тому, что он останется гвоздем вечера. Я просто не пониманию, как он остается в живых после такого проживания музыки! Даже если вы ничего не понимаете в мажорах и минорах, по его лицу легко можно понять, трагическая это музыка или героическая. А движения его рук — неподражаемы! Я никогда прежде не видела, чтобы дирижер сигнализировал музыкантам: «Тут нужно играть в ритм биения сердца, а тут — в такт крыльям бабочки в легких порывах ветра…» Ну, или это я так поняла. А как оркестр реагировал на его появление! Они изо всех сил сдерживали себя, чтобы не начать свистеть, кричать «Ура» и кидать в него предметы своей одежды. Многие краснели и опускали глаза… Это было очень мило. И я впервые увидела мужчину-арфиста! Я думала, этот инструмент по силам только маленьким хрупким женщинам и Эми Фара-Фаулер. Так вот, «Аида», о чем она? Да, все, как обычно: любовный треугольник, сражения, цари, ревность, кто-то умрет. Все это на фоне массивных декораций гробниц, дворцов и статуй Древнего Египта. В полный рост! Никто не собирался мелочиться!
-2

Так вот Аида (Анна Нетребко) любит Радамеса (Александр Антоненко), она рабыня, он — воин, а вскоре встанет во главе египетских войск. Но, вот незадача, Радамеса любит и Амнерис (Анита Рачвелишвили), а она дочь фараона! Кто этот фараон, из какой династии, как его зовут, в каком году происходит действие — это останется покрыто мраком тайны. И не зря! Дочь и папа выглядят как ровесники, но как так получилось, и где мам Амнерис мы так никогда и не узнаем.

О, чуть не забыла! Аида еще и эфиопка! Ну, знаете, такая типичная белая эфиопка, их там миллионы! А тут ее котик (ну, вы поняли, Египет, кошки…) идет на войну с ее страной! А у нее там отец, и холмы, и озера, и аромат цветов в воздухе…Да и с Амнерис они считали себя чуть ли не сестрами… Но та начинает что-то подозревать. Вслух. Громко. Как это принято в опере: отходите друг от друга на 1,5-2 метра и во всю мочь кричите свои секреты, сомнения, подозрения и тайны, иногда одновременно, чтобы зрителям сложнее было разобрать. Иногда такие номера проворачивают и на троих.

И вот Радамес (уф, чуть не сказала Радомир или Святослав!) уходит, побеждает там всех, и уже на пути обратно с добычей и пленниками. Амнерис решает точно узнать, что там у него с Аидой. Но как? Телефонов еще нет, в переписку не залезешь, частного детектива не нанять — остается надеяться на прокол соперницы. Так что Амнерис приглашает к себе Аиду и говорит ей, что Радамес… А теперь, привлеките все свои знания о классических произведениях и догадайтесь, что она сообщает о Радамесе?

-3

а) он полюбил другую эфиопку б) он умер в) он гей г) он ушел в монастырь д) все вышеперечисленное

Тоже мне, интрига! Ясное дело, она говорит, что он умер. Все же нормальные люди, во всех операх и пьесах так делают! Каким-то чудом, Аида не успевает покончить с собой, потому что ей быстро говорят, что это шутка, но по ее реакции понятно, что она влюблена в Радамеса (ну, или она вообще не любит, когда людей убивают).

Тут начинается триумфальное возвращение победителей, и мы видим, что такое настоящая массовка! Там реально сотни людей и даже колесница, запряженная настоящими конями! Эфиопские пленные играют лучше, чем некоторые главные герои. Да и вообще, отрадно осознавать, что в опере можно что-то новое узнать! Ну вот, что Древняя Эфиопия была очень разнообразна расово: там кого только нет среди ее граждан, отличная эмиграционная политика! Тут в толпе оказывается и отец Аиды, он ей поет, чтобы она его не выдавала, тут же сам говорит, что ее отец — все логично. Пленников, оказывается, привели только чтобы казнить.

-4

Радамес просит пощадить, фараон такой: «Ну, ладно! И раз ты такой герой, женись на моей дочери!». Никто в такой ситуации не начинает сразу спорить с безымянным фараоном в присутствии тысяч свидетелей, так что свадьба не за горами. Амнерис идет в храм на ночную молитву, и прямо там же, в метре от входа в храм, происходят все тайные встречи: Аиды (она быстренько переоделась в платье с игривым разрезом) с отцом, и ее же с Радамесом. Папаша Амонасро, ничуть не стыдясь своего имени и своего поведения, просит Аиду узнать, каким путем египетские войска пойдут в Эфиопию. Она в шоке, так как не хочет быть шпионкой и разделить судьбу Маты Хари. Но ее токсичный отец поет о том, что если она этого не сделает, она ему не дочь, все смерти будут на ее совести, и каждая пылинка будет ее во всем винить до конца жизни. А вы говорите, сравнение с одноклассниками это давление на ребенка! Понятно, Аида соглашается, Радамес, поколебавшись, все выдает, Амнерис их застает за этим, Аида с папаней убегают, завидного жениха арестовывают.

Ну, а потом суд и приговор к погребению заживо. В гробнице Радамес вдруг обнаруживает Аиду, они обнимаются и сообщают нам, что мечтают умереть вместе, юными и невинными. И в этих условиях это звучит не как мечта, а как надежный план! Амнерис сокрушается и на всякий случай молиться за них. Все! Я втайне надеюсь, что Аида все-таки не пришла туда, а была всего лишь плодом воображения подавленного и задыхающегося Радамеса, а то это не лучший пример молодому поколению.

-5

Но кто вообще смотрит оперы ради сюжета? Хотя нормальный сюжет (не понимаю, почему в Египте не пытаются заработать на этой истории. Показывают же в Вероне балкон Джульетты, продают всякие сувениры тематические, пусть и тут — покажут, где гробница Аиды и Радамеса, там желание можно будет загадать). Нет, тут дело в музыке, пении и этих милых певцах-колобках, которые катаются по сцене! И ведь никому в голову не приходит серьезно обсуждать их формы или их возраст, потому что это не-важ-но! И толстячки в массовке, которые играют изможденных воинов и пленников-милые, а не странные! Конечно, многие события стали бы более понятными, если бы люди вспомнили, что героям там лет по 15-17 (да-да, даже полководцам), и вся их нелогичность, суицидальность, максимализм и аффективность (а также заявления, что это первая любовь, и вообще, они хрупки и эфемерны) легко объясняется возрастом. Но и без этого опера — это поистине всеобъемлющий и всепоглащающий жанр, в котором нет места бодишеймингу, эйджизму и расизму.Она может и должна затмить другие музыкальные жанры, в качестве профилактики депрессии, тупости и тлена. Ну, серьезно, включите арию из почти любой оперы или марш и попробуйте продолжать думать о своих проблемах во время прослушивания. Это физически невозможно! И зря старшее поколение думает, что уж дети и подростки этого точно не поймут — они закалены саундтреками фильмов в исполнении симфонических оркестров — какое тут может быть непонимание? Возможно, не всем следует смотреть оперу целиком: это обычно три часа с одним-двумя долгими антрактами, но часть-то можно! И скоро уже эта музыка будет звучать во всех маршрутках, а по пути на работу люди будут напевать Libiamo, libiamo ne' lieti calici, che la bellezza infiora…