Найти тему
Петербургский Дюма

О superwoman XIX века

"Всё врут календари", — утверждала в комедии "Горе от ума" Анфиса Ниловна Хлёстова, хозяйка комнатной собачки-шпица и чернокожей служанки по тогдашней московской моде. Александр Сергеевич Грибоедов описал свояченицу Фамусова сплетницей и выжившей из ума ворчливой старухой, которая — по собственному признанию — дирала маленького Чацкого за уши, да только мало.

Двадцатью годами раньше Грибоедова граф Фёдор Васильевич Ростопчин, который после смерти своего покровителя императора Павла и до назначения московским градоначальником занимался литературными упражнениями, сделал одной из героинь комедии "Вести, или Живой покойник" активную лицемерку Маремьяну Бобровну Набатову.

Через сорок лет после "Горя от ума" появился роман графа Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Среди персонажей грандиозного полотна есть Марья Дмитриевна Ахросимова, которая помешала Наташе Ростовой сбежать с Анатолем Курагиным (а какой был бы сюжет!).

Как можно догадаться, всех трёх литературных дам объединяет общий прототип — Настасья Дмитриевна Офросимова, московская столбовая дворянка, гроза обеих столиц, "старуха высокая, мужского склада, с порядочными даже усами; лицо у неё было суровое, смуглое, с чёрными глазами; словом, тип, под которым дети обыкновенно воображают колдунью", как описывал её современник.

Судя по перечисленным литературным образам, авторы воспринимали Офросимову неоднозначно, и всё же видно вправду могучая была старуха, если на протяжении минимум шестидесяти лет с неё писали тёток с яйцами :-)

Особняк Кельха, парадная лестница (ул. Чайковского, 28, СПб)
Особняк Кельха, парадная лестница (ул. Чайковского, 28, СПб)