Здравствуйте всегда, уважаемый читатель! Рада нашей встрече!Предлагаю продолжить разговор о развитии дисциплинированности у детей.
Помним, что для этого нам надо научить ребенка выполнению определенных правил.
Правила не могут быть общими для всех — они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в семье и группе. При их формулировании и введении необходимо соблюдать определенные требования.
Требования к правилам семьи или группы
Во – первых, правила должны быть четкими, разумными, понятными, соответствовать уровню развития ребенка.
Во – вторых, в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы НЕ, доказано — мозг ее не воспринимает.
В – третьих, правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и взрослые также его придерживаются.
В – четвертых, одновременно в семье или группе детского сада действует не более 3–5 правил.
В – пятых, правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.
В - шестых, требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.
В - седьмых, к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.
В – восьмых, введенные правила необходимо периодически повторять.
В - девятых, для усвоения правил хорошо использовать плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.
Что делать, чтобы правила не нарушались детьми и не забывались спустя время?
В первую очередь необходимо акцентировать внимание на тех действиях детей, которые соответствуют принятым правилам, и как можно чаще хвалить их, а когда ребенок провинился, делать замечания спокойным тоном, не оценивая личность, а только конкретный поступок, поведение. При нарушении важно обсуждать с детьми, к чему это привело (например, к ссоре или травме).
Чтобы дети не забывали о правилах, необходимо напоминать о них заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся.
Для формирования и поддержания дисциплины стоит продумать, как будет оцениваться поведение детей. Для этого в семье или группе детского сада можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный — правило нарушается всегда, желтый — изредка, зеленый — не нарушается.
Зачастую дети ведут себя плохо не потому, что хотят навредить взрослым или сверстникам, а лишь потому, что не совсем понимают, как их поведение влияет на других людей.
Кроме введения правил необходимо обращать внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и придерживаться следующих рекомендаций:
· систематически обсуждать последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагать игры на развитие эмоциональной сферы;
· моделировать совместную деятельность детей, используя игры на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать;
· акцентировать внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников;
· обсуждать в семье или группе межличностные конфликты, предлагать найти альтернативный выход, анализируя его последствия.
Есть отличные игры для развития дисциплинированности у детей. О них – в следующей публикации.
А пока скажите, какие правила при развитии дисциплинированности Вы используете? Поделитесь в комментариях, это будет интересно узнать всем нам.
Оставляйте свой отклик справа от публикации.
Если Вы или Ваш ребенок нуждаетесь в психологической помощи, приходите на сайт психологов В17: https://www.b17.ru/fomina016/
Благодарю Вас за внимание к нашим беседам. До следующей встречи!