Оператор «Билайн» предложил корпоративным клиентам услуги комплексного продвижения на базе системы искусственного интеллекта Beeline Artificial Intelligence («Билайн AI»), представляющей собой программно-аппаратное решение для обработки больших массивов данных с использование алгоритмов нейросетей и методов машинного обучения.
ИИ ГЛОБАЛЬНЫЙ
Различные элементы искусственного интеллекта (ИИ) становится с каждым годом все популярнее и сегодня про эту технологию говорят так же часто и воодушевленно, как несколько лет назад про «облака» и Big Data. Например, сегодня практически ни одна презентация мобильного телефона не обходится без упоминания, что в нем установлена камера с функциями искусственного интеллекта.
Но это лишь вершина айсберга и возможности данной технологии гораздо более обширны и серьезны.
По данным аналитиков PwC, 15% всех компаний на рынке в той или иной мере используют в своей деятельности искусственный интеллект, 31% начнут использовать в ближайший год. 47% компаний со стратегией цифрового развития закладывают в нее развитие ИИ в своем бизнесе.
Около трети (29%) случаев использования ИИ сегодня связано с маркетингом и еще 21% - с персонализацией продуктов. В текущем году искусственный интеллект будет задействован в 40% инициатив по цифровой трансформации и в 100% проектов в сфере IoT.
Согласно исследованиям PwC о влиянии искусственного интеллекта на развитие бизнеса, именно технологии ИИ станут главным драйвером роста компаний. Вклад технологий искусственного интеллекта и машинного обучения в глобальный ВВП на сегодняшний оценивается в $15,7 трлн, и, по прогнозам PwC, к 2030 году показатель вырастет на 14% . При этом ежегодные темпы роста глобальных инвестиций в ИИ составят 50,1% и к 2021 году они достигнут $57 млрд.
ИИ РОССИЙСКИЙ
Аналогичные тенденции наблюдаются и в России. Правда, далеко не все отечественные компании спешат внедрять современные цифровые технологии в свой бизнес. Тем не менее, аналитики центра TAdviser оценили объем рынка ИИ в России по итогам 2017 года в 700 млн руб. и прогнозируют его рост к 2020 году до 28 млрд руб.
По словам Джорджа Хелда, вице-президента ПАО «Вымпелком» по развитию нового и цифрового бизнеса, нарастающее распространение ИИ в различных продуктах и решениях в первую очередь связано с появлением быстродействующих процессоров, созданием алгоритмов, имитирующих работу нейросетей и накоплением больших массивов информации (Big Data).
У «Билайна» над различными аспектами искусственного интеллекта работают специалисты в Петербурге, Москве, Ярославле, Воронеже и в Новосибирском академгородке. В Новосибирске физики и математики разрабатывают алгоритмы работы нейронных сетей. На сегодняшний день система «Билайн AI» располагает сотнями математических моделей, построенных с использованием алгоритмов машинного обучения.
В Воронеже разрабатываются непосредственно сами архитектурные решения, а в Ярославле располагается дата-центр, каждую секунду обрабатывающий до 1,5 млн сообщений, с объемом собранных данных до 15 Пт.
Наличие больших массивов данных, в которых содержится широкий спектр характеристик пользователей — геолокация, предпочтения, информация о посещении тех или иных интернет-ресурсов и т. п., позволяет с помощью нейронных сетей строить оператору разнообразные предиктивные модели.
И немаловажно, что все данные, имеющиеся у оператора, в отличие от других игроков рынка, «живые», а не носят статистический характер. Но при этом они обезличены и не имеют привязки к определенному пользователю.
Оператор исходит из того, что в эпоху кастомизации потребители не хотят тратить свое время на поиск и выбор того, что им необходимо, а 49% из них готовы покупать чаще, если за предложениями стоит ИИ. 38% потребителей считают, что ИИ поможет улучшить обслуживание.
Но только 33% считают, что их так или иначе непосредственно касаются технологии искусственного интеллекта, в то время как на самом деле в той или иной форме 77% потребителей используют сервисы ИИ, которые позволяют потреблять необходимое именно им легче, проще и дешевле.
Поэтому на первоначальном этапе развития системы ИИ «Билайн» использовал результаты ее работы в собственных маркетинговых кампаниях и рекламных акциях.
Но, исходя из полученных результатов в компании посчитали, что имеющуюся у нее систему искусственного интеллекта можно использовать для оптимизации процессов в любой сфере деятельности других предприятий, от маркетинга до логистики и управления персоналом.
Тем не менее, для корпоративных клиентов нейросеть в первую очередь предлагается как маркетинговый инструмент, объединяющий онлайн- и офлайн-продвижение.
Система позволяет использовать все возможные каналы – SMS, голосовые сообщения, рекламу в Интернете и может создавать до 1 млн сообщений для точного формирования спроса на потребление и контакта с ЦА. Последнее позволяет экономить на продвижении и удешевляет товары и услуги для потребителя.
Оператор ссылается на оценки, согласно которым внедрение системы ИИ может увеличить эффективность инвестиций в маркетинг до 50%.
При этом в «Билайне» постоянно подчеркивают, что в процессе работы ИИ используются только обезличенные данные как собственных абонентов, так и партнеров, информация которые хранятся на их собственных серверах и не передается оператору.
Как заявляет оператор, за последние нескольких месяцев его пилотом воспользовалось около 500 юридических лиц, среди которых «Сити XXI», Domino’s Pizza, авиаперевозчик S7, рекламные агентства, банки, логистические компании и т.п.
В обработке больших массивов данных с помощью нейросетей «Билайн» сотрудничает и с государственными структурами, включая органы власти и представителей различных регионов. Так, в прошлом году было заключено соглашение о совместной работе с Аналитическим центром при правительстве РФ.
По словам исполнительного вице-президента по развитию корпоративного бизнеса «ВымпелКома» Арташеса Сивкова, продвижение услуг на базе системы искусственного интеллекта Beeline Artificial Intelligence («Билайн AI») позволит самой компании улучшить качества продуктового портфеля и повысить прибыльность своего бизнеса.
В дальнейшем планируется расширить спектр обрабатываемых данных за счет использования массивов информации из других отраслей, что еще более закрепит положение «Билайна» на рынке услуг с использованием ИИ.