Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Чайковского прозвучал вчера под управлением Владимира Федосеева. Исполнить самую точную версию произведения к оригиналу удалось благодаря материалам проекта «Академическое полное собрание сочинений Чайковского». Уже в марте появится издание о творчестве композитора из 118 томов. А пока что, маэстро Федосеев приглашает осмыслить музыку Петра Ильича.
Владимир ФЕДОСЕЕВ: «Простота решает всё. То есть, самое сложное в Чайковском – это именно простота. Не упростить, а сделать простоту. Это очень сложно. Например, он пишет просто по-итальянски «sempliche». Он не зря это пишет. А все же играют не просто. Ищут фразу, ищут эмоцию, а там этого не нужно! Надо просто высказать и быть внимательным к мелодии. Тогда любой человек берёт это на свою душу. Такая ясность исполнения есть у нашего солиста Павла Милюкова. Он играет «без соплей».
В исполнении Большого симфонического оркестра имени Чайковского также прозвучали полонез из оперы «Евгений Онегин» и симфония «Манфред». Последнее произведение о философском путешествии главного героя к тёмным силам пугает, но приводит слушателей к свету. Для Владимира Федосеева это важно.
Владимир ФЕДОСЕЕВ: «После этого концерта надо задуматься. То, что произносит музыка, то, что она освобождает нас от неприятностей и закрывает глаза на плохое – надо этому верить и идти за этим. Надо искать повод послушать чистую музыку, которая становится для нас оберегом. Музыка Чайковского для нас должна быть как оберег».
Музыкой Чайковского вдохновляется весь мир. Зарубежные исполнители стараются уловить нюансы и оттенки сочинений Петра Ильича. Владимир Федосеев считает темпераментных испанских и минималистичных японских исполнителей наиболее точными. Однако маэстро считает, что русское исполнение Чайковского – особенное.
Текст Алёны Оганесян