Найти тему
Mature Junior

На пути от студента к стажеру большой компании - как это?

Учась в университете, ещё на первых курсах многие начинают думать о своём профессиональном развитии (не об академическом) и первых способах формирования собственного дохода. Результатом таких размышлений часто становится вывод о том, что идеальным вариантом является стажировка в крупной компании: это хорошее портфолио, обучение у профессионалов, возможность уже начать работать в крутой компании (к чему по мнению большинства и готовит университет), а также старт самостоятельного денежного притока и формирование стажа работы.

К этому времени студенты уже имеют первое понимание, какие компании могли бы стать местом первой стажировки. И первое впечатления об известных компаниях всегда такое: "Я мечтаю сюда попасть!". Эти крупные индустриальные гиганты (в каждом секторе есть своя группа распиаренных компаний) тратят кучу денег и сил, чтобы создать образ компании мечты. Если вы слышали лекции от представителей этих компаний внутри своего университета, бывали на их карьерных мероприятиях или на карьерных выставках, то после многих таких событий остается впечатление, что это лучшие места работы, где все счастливы, но попадают туда только единицы счастливчиков. Момент развеяния этих ощущений и настоящего понимания ситуации, "стажерской зрелости", наступает небыстро.

На HR мероприятиях по привлечению студентов вы всегда увидите кучу людей, которые проявляют неподдельный интерес к компании и пытаются выведать о возможностях получения оффера. Сотни студентов, из которых потенцаильно могут взять только пару. И это особенность нашего рынка. Дело в том, что в России действительно много студентов, большинство из которых не имеет твердого понимания их дальнешей деятельности после университета. Приходящие крупные иностранные компании с имеющимся стартовыми позициями, не требующими опыта работы, являются практически монополистами по привлечению студентов и недавних выпускников. У многих менеджеров складывается ощущение бесконечности таких кадров. Эта постоянная сытость позволяет компаниям с именем формировать наиболее благоприятные для себя условия, формируя дешевую рабочую силу, обеспечивая её постоянным потоком людей.

К сожалению, рынок действительно таков, и свернуть горы во время стажировки у Вас не получится. Но получится понять мир крупных компаний.

Сейчас я поделюсь опытом и развею HR мифы о том, что представляет из себя среднестатистическая стажировка в хорошей иностранной компании в России (выборка на основании разговоров с стажерами из крупных компаний различных отраслей).

  • Стажер не является полноценным сотрудником компании (за исключениями), то есть этого человека берут на определенный срок без обязательств по устройству на постоянную позицию в штат. И если вы думаете, что все нормальные ребята продолжают работать после этого "переходного периода к нормальной работе", то это не так. По ощущениям в среднем только 20% стажеров остаются работать в компании дальше. И это не те стажеры, которые работали в соотвествии со своими обязанностями, это те стажеры, которые делали гораздо больше.
  • Стажер - низший приоритет компании и первый кандидат на выполнение рутиной работы. Если появляется работа, которую нужно сделать в определенный срок, но никто не хочет её делать, то её передадут стажёру. Потому что она неинтересная, но и не требует очень больших знаний. Таким образом Вас могут просить заниматься сканом какой-то документации, выравнивать слайды за другими работниками, редактировать многостраничные документы и даже отвозить посылки.
  • Обучение стажера - не обязанность компании. Поскольку вы непостоянный сотрудник компании и таких много, компания незаинтересована вкладываться в развитие стажеров. Компании было бы интересно, если бы Вы развились сами в классного специалиста, который мог бы делать важную работу, но ей неинтересно работать над вашим развитием. У большинства компаний нет плана по обучению стажеров - есть отвественный человек или группа людей, которые отвечают за базовую обученность и постоянную загруженность (рентабельность) стажеров. Вы же можете самостоятельно обучаться в свободное время.
  • Постоянный фидбек и курирование направления вашего развития - фейк. Вы должны сами следить за своим развитием и своим перформансом. Если вы хотите что-то узнать, то должны спрашивать сами, а вам могут и не ответить. Во всем, что касается вашего развития и продвижения, должна быть именно ваша инициатива - это основной двигатель прогресса.
  • Стажер не делает то, что ему интересно. Он делает то, что его попросят делать менеджеры и как ему скажут это делать. Свой собственный курс и отличающийся подход к работе могут быть восприняты негативно, потому что мнение неопытного изначально неправильно, если противоречит мнению старшего работника.
  • Стажерам платят мало, но не относятся щадяще. Зарплата стажера всегда низка, это обусловлено рынком (кто-то может предлагать работать и бесплатно), это обосновывается Вашим "обучением". Но Вы должны понимать всю игру. Стажеру могут давать работу, требущую гораздо больше рабочего времени, чем должен работать стажер, и при этом никак не обучающую. Вы можете её выполнять и брать ещё больше - вам не откажут, вы будете очень рентабельным сотрудником. :)
  • Перформанс стажера измеряется в том, что о нем думает его руководители. Стажеру за ограниченный период своей работы удается поработать с несколькими менеджерами, от которых полностью и будет зависеть дальнейшая судьба стажера в ходе их личных обсуждений. KPI по качеству вашей работы или каких-то аболютно объективных показателей не существует.

Приходя на стажировку, Вы должны иметь это в виду. Знание этого позволит вам правильно строить разговор с HR, задавать вопросы на собеседовании и иметь более ясное понимание того, что Вас ждет. Эта информация не означает необхомость отказа от стажировок, но лишь позволяет не разочароваться в них и правильно всё понимать.

Автор не разделяет реалии текущего рынка, но считает необходимыми их для понимания молодыми талантами, которые собираются войти в мир профессиональной жизни. Как работать с текущим рынком, как правильно развиваться, расти и даже делать компании лучше - будем размышлять об этом в дальнейшем в нашем канале, подписывайтесь!

Также подписывайтесь на наш телеграм-канал, на котором выходит весь основной контент в наиболее быстрые сроки.