Найти в Дзене
Познавательное ТВ

Кто строил храмы? Неизвестные архитекторы прошлого

В современности мы знаем, что у каждого здания, даже неказистого и некрасивого, есть свой архитектор. Который разработал проект. Так же архитектор-зодчий должен быть и у каждой церкви. Потому что храм гораздо сложнее, чем жилое или общественное помещение. Так же должны быть бригады опытных каменщиков, которые умеют выкладывать арки и своды так, что бы не рухнуло. У нас в средней полосе России основным строительным материалом является дерево, и плотников хватает. А вот мастеров по сложной кирпичной кладке гораздо меньше.

Церковь Николая Чудотворца, Поречье, Калужская область. Архитектор неизвестен.
Церковь Николая Чудотворца, Поречье, Калужская область. Архитектор неизвестен.

Таким образом архитекторы церквей должны быть известными людьми, с репутацией. И бригады каменщиков тоже. А то пригласишь каких криворуких, сложат так, что потом развалится - кому это надо, когда в стройку вбуханы огромные деньжищи. Строительство такого важного и дорогостоящего объекта, как храм, должны вести люди опытные и проверенные. Конечно, про них должно быть написано куча всяких бумаг и документов, их должны обсуждать в переписке, про них писать в газетах.

Церковь Иоанна Милостивого в Ивановском, Тверская область. Архитектор неизвестен.
Церковь Иоанна Милостивого в Ивановском, Тверская область. Архитектор неизвестен.

Однако очень странное дело - большинство храмов в нашей стране построено неизвестно кем. Даже храмы 18-го и 19-го века. Хотя в те времена уже были газеты, журналы, переписка, осталось довольно много архивов - но имена архитекторов и прорабов храмов неизвестны. И это очень странно, так как историки очень любят цитировать документы аж 15-го века, что на строительство церкви было затрачено столько-то досок, извёстки, черепицы. Но кто зодчий - неизвестно.

Церковь Вознесения. Вознесение, Калужская область. Архитектор неизвестен.
Церковь Вознесения. Вознесение, Калужская область. Архитектор неизвестен.

И ладно ещё про 15-й век, но кто проектировал и возводил церкви в 19-м веке - тоже тайна. Почему-то архитекторы не подписывали чертежей и документов, не заполняли разрешений на строительство, не согласовывали с местной властью. Архивы есть, письма есть, газеты есть, известна куча всяких второстепенных подробностей, но кто архитектор здоровенного храма - тайна.

Церковь Успения Богородицы, Барятино, Калужская область. Архитектор неизвестен.
Церковь Успения Богородицы, Барятино, Калужская область. Архитектор неизвестен.

Вы скажете, что это не секрет, вон про все известные храмы точно написано, кто архитектор. Туристам экскурсоводы лихо отщёлкивают, кто построил тот храм и этот. Однако такое происходит обычно в столицах и крупных городах, где наличие здание 19-го века без известного архитектора будет вызывать большое недоумение. Поэтому церкви в крупных городах были просто приписаны каким-то архитекторам. Это очень хорошо видно, когда в современных книгах и интернете архитектор чётко прописан, но берешь альбом советских лет издания, а там написано "возможно" или "предположительно". А в других книгах вообще указано, что архитектор неизвестен. И это здание 19 века! Но современным туристам рассказывается якобы полностью известная историческая картина. Что бы дурацких вопросов не возникало. На самом деле каменное творение просто приписано какому-то архитектору часто без веских оснований.

Церковь Владимирской Божьей матери в Быково, Московская область. Приписана архитектору Василию Баженову.
Церковь Владимирской Божьей матери в Быково, Московская область. Приписана архитектору Василию Баженову.

Происходит назначение архитектора по следующей методике. Известно, что архитектор Николай Львов строил классические здания в Тверской области. Следовательно, если в тверской области построен храм, и архитектор неизвестен, то запишем на Львова. Просто замечательная метода!

Храм Петра в Павла в Переслегино, Тверская область. Приписано архитектору Николаю Львову.
Храм Петра в Павла в Переслегино, Тверская область. Приписано архитектору Николаю Львову.

Если же вы посмотрите данные по храмам в какой-либо области, то удивитесь, потому что большое количество церквей и храмов построены неизвестно кем. Такое важное культовое здание, сложная конструкция, требующая опыта в проектировании и постройке - но архитектор неизвестен. Его не назначили, потому что туристов туда толпами не водят. Стоит себе храм и стоит. Кто построил - да какая разница! В местных архивах вообще ничего по этому поводу нет. И такое положение по всей стране. Во всех областях картина одинакова - здания имеются, но кто архитектор - неизвестно.

Церковь Михаила Архангела, Горки, Тульская область. Архитектор неизвестен.
Церковь Михаила Архангела, Горки, Тульская область. Архитектор неизвестен.

Почему же так произошло? Каким образом из достаточно большого документооборота и переписки 19-го века исчезли строительные чертежи храмов, а так же имена архитекторов? Очень похоже на планомерную зачистку, с несомненным участием самой Церкви. У кого должна быть документация на все церковные здания? Понятное дело, у духовной организации. Но ни строительных планов, ни фамилий архитекторов, возводивших тысячи храмов, в открытых источниках не найти.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Петушки, Владимирская область. Архитектор неизвестен.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Петушки, Владимирская область. Архитектор неизвестен.

И возникает подозрение, что храмы и церкви строили для иных задач, нежели современное их использование. Поэтому не обнаруживается ни строительной документации, ни имён тех, кто понимал настоящее предназначение якобы культовых зданий, и строил их согласно поставленной задаче.

Если понравилось, подписывайтесь на канал Познавательное ТВ и жмите палец вверх.

Артём Войтенков