В современности мы знаем, что у каждого здания, даже неказистого и некрасивого, есть свой архитектор. Который разработал проект. Так же архитектор-зодчий должен быть и у каждой церкви. Потому что храм гораздо сложнее, чем жилое или общественное помещение. Так же должны быть бригады опытных каменщиков, которые умеют выкладывать арки и своды так, что бы не рухнуло. У нас в средней полосе России основным строительным материалом является дерево, и плотников хватает. А вот мастеров по сложной кирпичной кладке гораздо меньше.
Таким образом архитекторы церквей должны быть известными людьми, с репутацией. И бригады каменщиков тоже. А то пригласишь каких криворуких, сложат так, что потом развалится - кому это надо, когда в стройку вбуханы огромные деньжищи. Строительство такого важного и дорогостоящего объекта, как храм, должны вести люди опытные и проверенные. Конечно, про них должно быть написано куча всяких бумаг и документов, их должны обсуждать в переписке, про них писать в газетах.
Однако очень странное дело - большинство храмов в нашей стране построено неизвестно кем. Даже храмы 18-го и 19-го века. Хотя в те времена уже были газеты, журналы, переписка, осталось довольно много архивов - но имена архитекторов и прорабов храмов неизвестны. И это очень странно, так как историки очень любят цитировать документы аж 15-го века, что на строительство церкви было затрачено столько-то досок, извёстки, черепицы. Но кто зодчий - неизвестно.
И ладно ещё про 15-й век, но кто проектировал и возводил церкви в 19-м веке - тоже тайна. Почему-то архитекторы не подписывали чертежей и документов, не заполняли разрешений на строительство, не согласовывали с местной властью. Архивы есть, письма есть, газеты есть, известна куча всяких второстепенных подробностей, но кто архитектор здоровенного храма - тайна.
Вы скажете, что это не секрет, вон про все известные храмы точно написано, кто архитектор. Туристам экскурсоводы лихо отщёлкивают, кто построил тот храм и этот. Однако такое происходит обычно в столицах и крупных городах, где наличие здание 19-го века без известного архитектора будет вызывать большое недоумение. Поэтому церкви в крупных городах были просто приписаны каким-то архитекторам. Это очень хорошо видно, когда в современных книгах и интернете архитектор чётко прописан, но берешь альбом советских лет издания, а там написано "возможно" или "предположительно". А в других книгах вообще указано, что архитектор неизвестен. И это здание 19 века! Но современным туристам рассказывается якобы полностью известная историческая картина. Что бы дурацких вопросов не возникало. На самом деле каменное творение просто приписано какому-то архитектору часто без веских оснований.
Происходит назначение архитектора по следующей методике. Известно, что архитектор Николай Львов строил классические здания в Тверской области. Следовательно, если в тверской области построен храм, и архитектор неизвестен, то запишем на Львова. Просто замечательная метода!
Если же вы посмотрите данные по храмам в какой-либо области, то удивитесь, потому что большое количество церквей и храмов построены неизвестно кем. Такое важное культовое здание, сложная конструкция, требующая опыта в проектировании и постройке - но архитектор неизвестен. Его не назначили, потому что туристов туда толпами не водят. Стоит себе храм и стоит. Кто построил - да какая разница! В местных архивах вообще ничего по этому поводу нет. И такое положение по всей стране. Во всех областях картина одинакова - здания имеются, но кто архитектор - неизвестно.
Почему же так произошло? Каким образом из достаточно большого документооборота и переписки 19-го века исчезли строительные чертежи храмов, а так же имена архитекторов? Очень похоже на планомерную зачистку, с несомненным участием самой Церкви. У кого должна быть документация на все церковные здания? Понятное дело, у духовной организации. Но ни строительных планов, ни фамилий архитекторов, возводивших тысячи храмов, в открытых источниках не найти.
И возникает подозрение, что храмы и церкви строили для иных задач, нежели современное их использование. Поэтому не обнаруживается ни строительной документации, ни имён тех, кто понимал настоящее предназначение якобы культовых зданий, и строил их согласно поставленной задаче.
Если понравилось, подписывайтесь на канал Познавательное ТВ и жмите палец вверх.
Артём Войтенков