Выбор, какой из маркетинговых инструментов - сайт или соцсети - использовать, в первую очередь должен зависеть от разработанной маркетинговой стратегии. Понимание целевой аудитории и пути клиента даёт четкий ответ на вопрос, с помощью чего с этими клиентами лучше взаимодействовать. Например, вряд ли стоит делать упор на соцсети для рекламы на аудиторию, которая ими не пользуется.
Можно ли вести бизнес только в социальных сетях, вообще без сайта?
Несомненно. За последние пару лет функциональность соцсетей значительно расширилась. Стало возможно быстро и без сторонних инструментов запустить площадку для приёма заказов, рекламы, сбора контактов и т.п. Для начинающих бизнесменов, маркетинговый бюджет которых сильно ограничен, порой это бывает единственным способом запуска продаж. Возможностей бесплатного продвижения в соцсетях существенно больше, чем в случае продвижения сайта. Да и “прицелиться” в нужную аудиторию с помощью таргетированной рекламы можно значительно точнее, чем с помощью контекстной рекламы в поисковых системах.
Однако если речь идёт не о микро-, а о малом и среднем бизнесе, я считаю, что без сайта обойтись всё-таки нельзя. Есть целый ряд причин:
- Имидж. К компаниям без сайта до сих пор многие относятся с опаской.
- Компанию по её названию гораздо чаще ищут в поисковых системах, чем в соцсетях.
- Бесплатный трафик. Наличие оригинальных качественных текстов на сайте приводит потенциальных клиентов из поисковых систем.
- Расширенная функциональность. Некоторые функции, например онлайн оплата или личный кабинет с историей заказов, гораздо проще и привычнее реализовывать на сайте, чем в соцсети.
- Аналитика и реклама. К сайту можно подключить такие мощные маркетинговые инструменты как системы отслеживания посещений (Яндекс.метрика и Google analytics) и ретаргетинг. В соцсетях их функциональность достаточно ограничена. Стоит заметить, что аудиторию ретаргетинга, собираемую через сайт, можно впоследствии использовать для рекламы в соцсетях на собранную аудиторию, а вот обратный процесс невозможен.
Если бизнес работает в конкурентных нишах со сложными товарами или услугами, решение о покупке которых принимается не за один день, то в сегодняшней реальности одного сайта уже становится мало. В рамках успешных маркетинговых стратегий необходимо создание нескольких сайтов - под разные аудитории, под разные задачи, для разных уровней клиентов. Необходимо создание механизма, который будет как можно раньше захватывать внимание потенциальной аудитории и проводить клиента по предусмотренному в маркетинговой стратегии пути. Социальная сеть может быть лишь одним из этапов на этом пути.
Поэтому моё мнение - как только бизнес становится чем-то большим, чем тестирование спроса, необходимо задуматься о создании сайта.
Что касается вечного спора, что же лучше - индивидуальная разработка сайта, или использование готовых конструкторов, мне напоминает любимый вопрос тренеров по единоборствам: кто победит - боксёр или каратист? Ответ достаточно поучителен: хороший каратист победит плохого боксёра, и наоборот - хороший боксёр победит плохого каратиста. С сайтами то же самое. В работе над сайтом техническая реализация и выбор платформы не являются основными задачами ни по сложности, ни по стоимости. Времена, когда было достаточно просто сделать сайт “чтобы был”, прошли. Основная работа в создании сайта ложится на специалиста по маркетингу.
Если Ваш бюджет ограничен, и задача состоит в запуске привлечения клиентов, выбирайте социальную сеть. Если же Вы хотите использовать Интернет для увеличения продаж в уже существующем бизнесе, рекомендую стратегический комплексный подход, который будет использовать достоинства как сайтов, так и социальных сетей для получения конкурентного преимущества.