Вы хотите быть здоровым?
Глупый вопрос, скажете вы. Конечно, да. Другого ответа я и не ожидал. Вот только одно уточнение, а как бы вы оценили… Здоровы вы сейчас или нет? Если да, то насколько. Тут уже можете и замешкаться. Грамотный человек скажет:
«Обследоваться надо»
И будет на 80% прав. Скорее всего поможет:
- Пульсометрия. Количество сердечных сокращений в минуту. Желательно в покое, при нагрузке, через 1 минуту после снятия нагрузки.
- Давление. То самое (желаемое) «120/80».
- Анализы крови, мочи, микробиоты… Врачи подскажут какие.
- МРТ (КТ) главных органов.
- А дальше по проблемным зонам, если есть.
Не буду вас грузить медицинскими терминами, это не главное. Главное, что все системы жизнеобеспечения должны быть здоровыми. И мозг, и сердце, и печень, и кровеносная система. Не правда ли? Нас интересует здоровье не какого-то отдельного органа, а системы (вас) в целом. Помните, как когда-то отравились? Не думаю, что в тот момент вас устраивали ваши здоровые руки и ноги. Ну да ладно, оставим человека в покое. Возникает вопрос:
Как оценить здоровье вашего бизнеса (компании)?
«Он» здоров или нет? Если да, то насколько. Скорее «жив» или «мертв»?) Ведь у него тоже есть «главные жизненно важные органы» (блоки, компоненты). Дальше будет немного «натянутая» аналогия, но она поможет разораться с этой моделью. Я бы выделил 9 основных «бизнес-органов»:
- Продукт. Все начинается и заканчивается на этом. Есть хороший продукт, многое приложится. Нет толкового продукта, все остальное точно не поможет. На мой взгляд, это похоже на эндокринную систему человека. В организме она незаметная (казалось бы), но задает правила работы для всего тела. И всегда определяет, как мы себя чувствуем. Сегодня во многих бизнесах продуктом выступает не материальная «услуга» (комплекс услуг) или даже «обесчеловеченная платформа» (пример Uber, Авито и т.п.). Но от этого суть не меняется.
- Упаковка. Чтобы в современном мире продукт нашел своего покупателя, его (продукт) и саму компанию надо «упаковать» (одеть). Считайте это аналогом «кожного покрова» в организме человека. Как говорил Жванецкий… Встретили меня по одежке, проводили тоже «не очень». Посмотрите, как продается современная электроника. И чехлы, и коробки, и флаеры, и сами гаджеты! Все похоже на произведение искусства. Это и есть «упаковка».
- Финансы (денежные потоки). Отдаленный аналог кровеносной и дыхательной системы нашего организма. Без этого все (в бизнесе) останавливается и не имеет смысла. И в бизнесе надо, чтобы все было как в теле человека под давлением «120/80». Не слишком много, чтобы успели «переварить» и отпустить нужное количество качественного «продукта». И не слишком мало, чтобы не схватить «кассовый разрыв» (обескровить организм). А там и до банкротства (смерти) рукой подать. Падает давление, организм слабеет, производительность на «0». Уменьшается денежный поток, ряды сотрудников становятся реже, активность снижается…. Много кислорода, кружится голова. Мало, теряем сознание)
- Привлечение (маркетинг, реклама, PR). Все, что связано с анализом окружающего мира, привлечением потенциальных клиентов… И формированием «на выходе» целевых лидов, в нужном количестве, в нужное время и в пределах выделенного бюджета. Так ведь? И мы конечно же помним, что маркетинг… Это всего лишь ускоритель судьбы «продукта». Не больше, и не меньше. Но и без него сложно. Если проводить отдаленную аналогию, это органы осязания, обоняния, вкуса и зрения. Понимаем, что происходит вокруг (на рынке), исходя из этого «формируем» команды (стратегию и тактику продвижения) для других систем, «что делать дальше» (как продвигаться в окружающем мире).
- Дальше в дело вступают «Продажи». Получив лида, из него надо сделать клиента. Желательно постоянного, а еще лучше настоящего амбассадора (поклонника). Как мне кажется, продажи - сердце нашего «бизнес-организма», которое прокачивает «кровь» (деньги) по самым «отдаленным» участкам (финансирует наши потребности и расходы). А наша с Вами задача следить за пульсом продаж: конверсия, средний чек (сумма контракта), частота покупок, LTV, CAC, дебиторка. Чтобы было как на кардиограмме, колебания, но не большие). Есть сильные продажи? Ура, можно подключать «репродуктивную систему» (открывать филиалы, строить франшизу). Но это роскошь для бизнеса «на грани выживания».
- Продали, пришло дело за «выполнением обязательств и сервисом». Аналог нашей системы пищеварения... Не подсказываю, что в ней происходит со среднестатистическим клиентом) На входе: клиент с оплатой или договором (заказом). На выходе: довольный клиент, которому мы сделали все, что пообещали на этапе продажи. Бывают «запоры» (задерживаем сроки), а местами случается «понос» (клиент получает «сырой» продукт по ошибке).
- МТБ (материально-техническая база). Я бы сравнил ее с опорно-двигательным аппаратом человека. Офис, компьютеры, машины, техника и другие активы. Требуют ухода. Становится трудно, снижается скорость, когда «ломаются».
- Добрались и до «команды». Мозг и мышцы нашего «бизнес-организма». Попробуйте убрать первое у людей… Все быстро превращается в «мешок с костями». Так и у сильной компании, за всеми великими победами стоит команда.
- ИТ-платформа. В современном мире без автоматизации (CRM, ERP, сквозная аналитика, BI и т.п.) никуда. Это становится для бизнеса «нервной системой», именно она помогает передавать быстро информацию от «центра управления» всем подразделениям, командам, отдельным сотрудникам. Координирует работу и помогает быстро разобраться «что происходит» и «в чем причина».
Осталось все вышеперечисленное собрать в единую «бизнес-систему» и можно запускать в космос)
Как оценить здоровье ваших «бизнес-органов»?
Предлагаю начать без науки, интуитивно по шкале от 0 до 10 баллов. Где 0 – будет «у нас здесь все по нулям, хуже не бывает, дела отвратительные». А 10 – вы искренне довольны состоянием бизнеса по данному направлению, это «то, о чем вы мечтали и хотели» (в данном направлении). Нарисуйте прямо сейчас большую букву «Ж» с 9 хвостами. В которой каждое ответвление будет обозначать одно из 9 направлений. Проставьте оценки (от 0 до 10) и соедините точки. Что получилось?
Насколько полученная фигура далека от колеса?
Давайте рассчитаем разбалансировку. Для этого из максимальной оценки (по любому из направлений) вычтите минимальную оценку. Например: вы поставили себе «8» за направление «МТБ». Достойный офис, недавно сделали ремонт, компьютеры и техника что надо. При этом совсем не довольны продажами. И это направление оцениваете не выше «3»-ки. Тогда разбалансировка составляет 5.
И это тревожный звоночек…
Представляете себе человека, у которого здоровое сердце. Светлая голова, отличная кровеносная система, почки работают «как часы». Но при этом прострелена печень (в буквальном смысле). Надолго ли его хватит? Также и в бизнесе, при отвратительном сервисе и выполнении обязательств, скоро потеряете последних клиентов. Возникнут проблемы с деньгами (которых в хорошие времена хватало). А там и до закрытия компании рукой подать. Вывод:
Бизнес-система должна быть сбалансированной
Целевое значение показателя разблансировки: меньше или равняется 2-м. И развитие должно быть сбалансированным. Не надо «накачивать» деньгами и личным вниманием то, что и так у вас на «10». Поступить надо с точностью до наоборот.
Бросить сильное (разумно и на время) в пользу слабого
Сделать форму вашей Ж-диаграммы с 9 хвостами ближе к круглой.
Итого, алгоритм действий:
1. Оцените разбалансировку вашей компании по ключевым девяти направлениям.
2. Также рекомендую посмотреть взгляды ваших ключевых сотрудников по этому вопросу. Сверьте «компас»…
3. Ну и самое главное, наметьте план на второй квартал 2019 года по подъему самого слабого направления. Чтобы не пришлось вызывать бизнес-реанимацию (мы как раз на этом специализируемся)…
Гармоничного и сбалансированного роста, коллега!
***
Ближайший тренинг в Москве: https://goo.gl/onC2o2
Наводим порядок в бизнесе за 90 дней: https://goo.gl/Ts1ovM
***