Найти тему
Салават Вахитов

Азат Кужин - "северный амур" башкирского искусства

Пять лет назад я с поэтом и бардом Николаем Граховым выступал в Центральной детской библиотеке г. Уфы и обратил внимание на необычные картины на стенах зала. Это были работы Азата Кужина, тогда неизвестного для меня художника, живущего в Польше.

Именно в тот день я "унёс" с собой загадочное слово "реконструкция" в новом для меня значении - жанр исторической живописи.

Недолго думая, написал Вконтакте художнику, предложив опубликоваться в цветной вклейке "Бельских просторов". Азат Кужин тут же откликнулся. Выяснилось, что у нас с ним общие друзья, один из них - известный геральдист Ильдар Шаяхметов, также увлечённо работающий в области исторической реконструкции.

Размещаю здесь ту памятную публикацию

-2

Эльвира Каримова. Азат-батыр, или Пан Кужин // Бельские просторы. – 2014. – № 6. – С. 134–135.

Одним из энтузиастов незабвения нашего исторического прошлого можно смело назвать художника Азата Кужина. Наверное, вольные ветры его детства в Сибае вдохнули в него гордое чувство родины, а архитектурный факультет Башкирского нефтяного института помог кристаллизоваться его таланту графика, иллюстратора, аниматора. Военно-историческая тематика, будь то родной башкирский эпос, мотивы американских индейцев, русских витязей или европейских крестоносцев, – это его конёк. (Тем более что почти все персонажи – конные, да и сам он хорошо ездит верхом.)

-3

Он начинал как иллюстратор детских сказок и учебников, работал для издательств «Китап» и «Клио», где в его графических работах четко проявилась академическая традиция; делал иллюстрации к «Урал-батыру» и историческим книгам об Отечественной войне 1812 года. В 90-х Азат был приглашен работать в Польшу, где и живет до сих пор, успешно работая в Белско-Бялы для издательства «Клекс» и для других русских и зарубежных изданий.

Но наиболее характерными являются, несомненно, серии его графических работ – он работает в стиле растровой или цифровой графики – о Национальной коннице Александра I. Сами названия рисунков говорят о глубоком проникновении в тему: «Атака 1-м Башкирским конным полком польских улан под Миром (Улан 11 Уланского полка Княжества Варшавского)», «Схватка дозора башкир с отрядом французских кирасир» и т. д. Все это требует отличного знания множества исторических деталей – от фрагментов одежды и оружия до этнических особенностей персонажей, присущих тому времени.

Но все же главное – это образ. Художник пропускает через свое сердце документальную информацию и воплощает в творчестве. Должна быть отражена именно сила духа героев – знаменитых и безымянных. А башкиры в Отечественной войне 1812 года показали себя отменными героями, и за их невероятные скорострельные луки, за их лихих, словно крылатых, коней французы и прозвали их «купидонами», а соотечественники – «северными амурами».

-4

В войне с французами участвовало 20 (!) башкирских полков – это около 10 тысяч человек, и еще 12 тысяч охраняли южные рубежи. Фрагменты тех событий, выхваченные «из пекла веков», детализированные и овеянные военной романтикой, особенно важны в наше время в отсутствие национального героя и серьезных военно-патриотических картин.

-5

Работа художника этого профиля предельно ответственна, и это в полной мере удается Азату Кужину: не перегружая картины излишней романтикой, скрупулезно следовать исторической объективности; в то же время передать весь пафос, динамику и героическую красоту момента. Кужин следует традиции выдающихся баталистов прошлого: достоверность плюс патриотический дух, сиюминутность кадра и историческое обобщение.

-6
-7

В конце мая – начале июня этого года в местечке Монмираль под Парижем состоялась реконструкция одной из самых значимых битв 1814 года, когда войска Наполеона оказали жестокое сопротивление союзным войскам. Фестиваль оказался бы неполным без наших «северных амуров». Во Францию отправились некоторые из них – члены Военно-исторического клуба «Первый башкирский конный полк “Любизар”». Это они реконструировали башкирскую страницу в истории войны 1812 года, сами восстанавливали форму башкирских воинов, амуницию и оружие.

-8

Азат Кужин принимал активное участие в действе и подготовке к нему. И здесь пригодились не только его дарования художника и аниматора, но и другие важные качества: умение хорошо держаться в седле, натягивать тетиву, играть на курае и быть душой коллектива – словом, то, что создает славу настоящего батыра.

-9