Здравствуйте всегда,мой дорогой читатель! Рада нашей встрече с Вами! Для чего нужна дисциплинированность (и нужна ли), когда нужно начинать ее воспитывать у ребенка?
В предыдущей статье «Нужна ли нам в нашей жизни дисциплинированность? Можно обойтись без нее?» был начат разговор о дисциплине и дисциплинированности, о том, для чего дисциплинированность нужна каждому человеку, взрослому и маленькому.
Сегодня предлагаю продолжить эту тему.
Напомним, что «дисциплина — это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам», как гласит Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
В дошкольном возрасте дисциплина направлена на создание безопасности и принадлежности к группе и способствует гармоничному развитию каждого ребенка.
Каким образом?
Например, наличие дисциплины в группе детского сада способствует:
· профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
· формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
· развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.
Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной. И это тоже говорит в пользу ее необходимости для человека, начиная с его детства.
С какого возраста следует прививать дисциплину?
Прививать дисциплину необходимо уже с трех лет.
И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослые осуществляют постоянный внешний контроль. Средства такого контроля для детей разного возраста, конечно же, будут разными: для младших детей они основываются на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации), организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста включаются обсуждения их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон.
Использование игр — оптимальный вариант для освоения дисциплины детьми-дошкольниками. С помощью игр ребенок может освоить много правил — необходимо только подобрать подходящие игры.
В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им жить по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это становится их потребностью, желанием.
Безусловно, правила не могут быть общими для всех. Правила рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки. Поэтому при их формулировании, озвучивании существуют определенные требования. О них поговорим в следующей публикации.
А сейчас скажите, считаете ли Вы дисциплинированность обязательным «атрибутом» каждого человека, начиная с его детства?
Я благодарю Вас за внимание к моим публикациям и приглашаю на следующий разговор. До встречи!