Посмотрим на примере черноморских подводников. К 90-м годам стало понятно, что для успешных боевых действий на Чёрном море нужно заменить не менее 70% подводных лодок на новые проекты. Турецкий флот непрерывно пополнялся новыми лодками немецкого производства.
Сложилась такая ситуация, что из 43-46 наших лодок технически боеготовыми можно было считать 6-9, однако из-за недостаточного опыта командиров и экипажей фактически на успех могли рассчитываать 2-3.
Почему это происходило? Из-за отсутствия финансирования на очередные доковые ремонты, освидетельствования корпусов и систем, невозможности проверок контрольно-измерительныъ приборов, отсутствия солярки и других технических жидкостей лодки простаивали у причала. Прекратились поставки аккумуляторных батарей, личный состав до 50% ни разу не выходил в море, как и новые молодые командиры. Так откуда же взяться опыту?
В сентябре 1993 года исключили из состава 14-й дивизии подводных пять кораблей с формулировкой: "Ввиду невозможности дальнейшего использования по прямому назначению..." Поставили в ремонт Б-435, будущий знаменитый пидводный човен "Запорожье", а с целью получения для неё запасных частей пустили на убой Б-36.
Интересна судьба подводных лодок, находившихся на ремонте в Болгарии. Отремонтированная на 96% Б-326 была отдана Болгарии в уплату за этот самый ремонт, а Б-41 с 20% ремонта прямо на металлолом. Неплохой бизнес - сделать ремонт, а в уплату за него получить отремонтированный корабль. Не имею никаких оснований утверждать, что кто-то нагрел на этом руки, у нас государство правовое, не пойман - не вор. В итоге обе лодки были куплены турками по цене 100 000 долларов за каждую, дешевле не самого престижного автомобиля.
А зачем тогда в свете всего перечисленного выше, содержать вообще такую организацию, как дивизия, состоявшая из бригады ПЛ в Балаклаве и бригады в Севастополе, дивизионов в Феодосии и Одессе, управления и штаба дивизии и её бербазы в Балаклаве?
И в июле 1994 года расформирована 153 бригада, история которой насчитывала более 50 лет, и 507 бербаза. А в декабре расформировали и саму дивизию. Причём и тут всё делалось вопреки здравому смыслу. Никаких материальных затрат для сохранения 153 бригады с местом базирования в Севастополе не требовалось. Однако комфлота принял решение сохранить 155-ю балаклавскую бригаду, при этом надо было перебазировать её из Балаклавы на место 153-й. Ларчик открывался просто - командующий начинал службу в 155-й бригаде и благоволил ей, плюс комбриг севастопольской слишком часто имел своё мнение, а это большой недостаток.
В ходе расформирования 153-й бригады жилой и причальный городки были частично разграблены, учебная база уничтожена, оборудование снято и сдано на склады. Прибывшие в Южную бухту Севастополя балаклавские подводники оказались у разбитого корыта. И снова пришлось тратиться на восстановление потерянного. А в Балаклаве с их уходом была полностью разграблена вся ифраструктура и известная подземная база для отстоя и ремонта ПЛ. Я сам был частичным свидетелем этого, наша яхта "Анастасия" стола невдалеке от входа, и ещё в 95-96 годах из подземелья тащили срезанные кабели и другой металл.
А это пункт разделки Вторчермета в Инкермане, где нашли свой конец многие лодки дивизии:
Насколько я понимаю, на снимке останки экспериментальной ПЛ СС-533, служившей для исследований по улучшению гидродинамических обводов перспективных атомных подлодок.
Пошла под нож, как и её соседки по причалу. Наверняка любому, кто служил в то печальное время, есть, что вспомнить. Впрочем, а разве в гражданской сфере не происходило то же самое с бесчисленным количеством предприятий и целыми направлениями в производстве?
_________________________________________________________________________________________
Использованы данные из книги "Подводные силы Черноморского флота"