Прогнозирование внешней политики администрации Трампа крайне неблагодарное дело: войска выводятся из Сирии (но не сразу), мы покидаем Афганистан (когда-нибудь в будущем), Мексика заплатит за стену на границе (совсем не так), Саудовская Аравия, Россия, Европейский союз, Китай, Турция, Северная Корея сегодня друзья, а на следующий день - враги. Причем во всем этом нет приоритета.
Однако неразбериха и непредсказуемость не касаются Ирана. По отношению к Исламской Республике Вашингтон последовательно проводил, проводит и будет проводить чрезвычайно враждебную политику.
В конце прошлого года советник по национальной безопасности Джон Болтон, известный сторонник военных кампаний и смены режимов, потребовал от Пентагона подготовить варианты атаки Ирана. После недавней оценки эффективности политики санкций Вашингтон, возможно, все больше и больше склоняется к войне, пишет Конн Халлинан в Foreign Policy in Focus.
Согласно докладу Международной кризисной группы (ICG) администрация Трампа пришла к выводу, что ее кампания "максимального давления" не достигла ни одной из поставленных "целей": заставить Иран перезаключить Совместный комплексный план действий (ядерную сделку) от 2015 г. или изменить свою политику на Ближнем Востоке.
И хотя санкции нанесли ущерб экономике Исламской Республики, иранцы оказались довольно стойкими и умело обходят американские ограничения. А поскольку экономические санкции введены Вашингтоном в одностороннем порядке, некоторые страны активно ищут пути их обхода.
Но вряд ли этот вывод можно назвать неожиданным. Санкции редко достигают своих целей и всегда оказываются бесполезными, когда вводятся одной страной, даже такой могущественной, как Соединенные Штаты. Более 50 лет санкций против Кубы не привели к смене режима в островном государстве, а нынешние ограничения против России мало что дали, кроме сильного раздражения в Европе.
Однако провал введенных Белым домом санкций создает свои собственные угрозы, так как ни одна американская администрация не готова признать поражение. К тому же у американцев в наличии короткое окно возможности (чуть меньше года) для нанесения удара по Ирану, после чего атаку будет провести еще сложнее.
Ядерная сделка ввела эмбарго на поставку оружия Ирану, однако если Тегеран останется в соглашении, этот запрет будет снят уже в 2020 г., что позволит иранцам покупать оружие на международном рынке. Укрепление армии Ирана не сможет заставить Соединенные Штаты отказаться от своих планов, но новое оружие может напугать Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), двух самых непримиримых региональных врагов Тегерана. Главный вопрос в том, кто сможет войти в антииранскую коалицию?
Уже сегодня у Ирана российские зенитные комплексы С-300, которых не боятся военные США и Израиля, но для пилотов Саудовской Аравии и ОАЭ они представляют реальную угрозу. Как только эмбарго будет снято, Иран почти наверняка дополнит свои С-300 новыми самолетами и зенитными системами, которые смогут сильно потрепать армии монархий Персидского залива.
Конечно, если Соединенные Штаты и/или Израиль присоединятся, Иран окажется в тяжелом положении. Но, несмотря на воинственность Болтона и израильского правительства по отношению к Ирану, готовы ли они инициировать войну или присоединиться к ней?
Эта война будет непопулярной в США. Около 63% американцев выступают против выхода Вашингтона из ядерной сделки, а две трети выступают против любой войны с Ираном.
В 2020 г. состоятся выборы, в ходе которых контроль над сенатом и Белым домом может оказаться в руках демократов. И хотя война, как правило, сплачивает население вокруг руководства страны, опросы показывают, что война с Ираном вряд ли приведет к единению. США могут оказаться одни на международной арене, так как для большинства американцев Саудовская Аравия не входит в число любимых союзников.
К тому же нет никакой гарантии, что Израиль присоединится к коалиции, несмотря на то что премьер-министр Биньямин Нетаньяху называет Иран "экзистенциальной угрозой". Согласно опросам израильтяне также без особого энтузиазма относятся к войне с Ираном, особенно если в ней не участвуют США.
Не следует также забывать о наличии серьезных разногласий среди стран Персидского залива. Катар уже заявил, что не будет участвовать в нападении на Иран, а Оман занял подчеркнуто нейтральную позицию. Кувейт подписал соглашение о военном сотрудничестве с Турцией, потому что больше опасается Саудовской Аравии, чем Ирана.
В связи с этим можно ли говорить, что заявления советника по национальной безопасности Болтона о смене режима в Иране являются обычным блефом? Возможно. Но, как показывает опыт, не следует игнорировать угрозы неоконсерваторов.
США будут делать все, в первую очередь через ужесточение санкций, чтобы Иран вышел из ядерной сделки. Если Тегеран клюнет на эту приманку, Вашингтон объявит о законном праве атаковать Иран.
Для Болтона и его окружения, спровоцировавших в свое время катастрофу в Афганистане и Ираке (администрация Обамы несет ответственность за Ливию и Йемен), уничтожение Ирана - давняя мечта. Если они осуществят свой план, то США развяжут еще одну бессмысленную и бесконечную войну.