Найти тему
Александр Бахтызин

Почему взрослые не любят учиться?

"Я десять лет здесь работаю! Чему вы меня можете научить?" Такой вопрос я часто слышу на тренингах. Даже если он не озвучивается вслух, то неприкрыто заметен во взгляде и отношении к происходящему. И если на этот вопрос взрослому дяде или тёте не ответишь, то считай зря потратил время.

Действительно, чему можно научить руководителя или специалиста, которые прошли все огни, воды и разные трубы? Любой ответ ЧЕМУ покажется наивным в таком контексте. В такой ситуации я смещаю акцент с содержания обучения на его смысл. И вместо ответа сам задаю вопрос: "А что для вас значит учиться?" И тут начинается…

Но почему многие взрослые так не любят учиться? Меня всегда поражали умные и добрые люди, которые ограничивали свою картину мира самыми банальными страхами. Ей богу, взрослые бывают испуганы за себя, больше чем дети. За всеми этими сомнениями и опасениями зрелости кроется целая стая притаившихся животных. Назову трёх наиболее популярных.

1. Первый, кто бросается в глаза – тюлень. Такой размякший, растянувшийся на своем рабочем ложе. Видавший виды, ничему не удивляющийся, существо ленивое и скептическое. Гром не грянет, нужда не погонит - с места не сдвинется! Ведь мозг тюленя как биологический продукт также подвержен закону экономии энергии. Поэтому когда нет критического стимула, работает по минимуму. Тем более в подсознании обучение связано с внутренним усилием, работой над собой, с оценкой извне. А это явно выход из зоны лежбища.

2. Муравей – самое трудолюбивое насекомое. Таких полно в частном секторе, где операционка занимает 90% рабочего времени. Не поднимая головы, они работают, чтобы работать. Жалуются на жизнь и начальство, но продолжают нести свой крест трудоголизма. Обучение для них – угроза перемен. Ими движет страх перед реальными изменениями, которые могут повлиять на будущее.

3. Сова – птица мудрая и гордая. Поэтому днем можно заметить только большие глаза, озирающие вокруг на 360 градусов. Статусность – это все! Если что либо может поставить под сомнение этот факт, поколеблено простой ошибкой, которую ты допустишь при других. Мне часто приходилось наблюдать, как вышестоящие руководители находили самые веские причины, почему они не идут на тренинг. Один такой исполнительный директор предпочитал «быть» на обучении через видеонаблюдение. Его эго оставалось в полной безопасности, а контроль над подчиненными продлевал ему жизнь. Страх потерять статус оказывается сильнее любого желания.

Все эти животные – страхи взрослых, с которыми нужно считаться, но не мириться. Ведь каков тогда будет для них смысл обучения, если они воображают, что их стакан полон до краёв, и они знают всё, что необходимо. На самом деле, это социальная маскировка. Во-первых, потому что это невозможно. Знания не штаны, которые можно надеть и гулять всю жизнь. Во-вторых, легко обнаружить, что в их штанах слишком много дыр. За каждым «я знаю» скрывается «я когда-то что-то об этом слышал». Приблизительная, недостоверная, бездоказательная чухня!

-----------------

Насчет смысла обучения… Его бы неплохо было прояснять постоянно для всех, кто готов направить свои усилия на достижения цели. Достаточно ответить самому или вместе на три простых вопроса:

- Зачем тебе это надо?

- Что тебе это даст?

- Что измениться после того, как ты этому научишься?