Всем тем, кто уже успел соскучиться по фантастическим горным пейзажам Военно-Сухумской дороги, кто хочет узнать и открыть для себя что-то новое об этом увлекательном пути на Домбай, рекомендуется к просмотру очередная статья моего подробного рассказа-путеводителя о трассе А155 Черкесск - Домбай.
Такого отчёта вы точно больше нигде не найдёте - ни в Интернете, ни в печатном издании! Поверьте, я искал, и не нашёл, поэтому решил написать сам.
Если найдёте лучше, скидывайте ссылки, с удовольствием почитаю!
Итак, продолжение рассказа, Усть-Джегутинский район, Карачаево-Черкесия.
Проехав село Важное, обратите внимание на небольшую посадку деревьев слева от дороги на склоне холма. Если приглядеться, то можно увидеть хорошо различимую цифру «40». В этом месте искусственно были высажены деревья в виде надписи «40 лет Победы», при этом если «40» видно без проблем, то остальная надпись теряется среди деревьев - то ли заросла со временем, то ли её можно наблюдать только с высоты птичьего полёта. Таких геоглифов советских времён в форме гигантских надписей «Ленин», «СССР», «Победа» по всей России встречается немало, но широко о них стало известно совсем недавно, только благодаря развитию спутниковых карт в интернете.
С противоположной стороны от дороги можно полюбоваться платообразными ровными вершинами и гладкими склонами Скалистого хребта с выступающими образованиями скал и обвалистыми россыпями камней.
Приближаясь к станице Красногорской, можно увидеть чудесные панорамные пейзажи долины реки Кубань, которая в этом месте протекает параллельно горным массивам третьей передовой гряды северного склона Большого Кавказа. Это место называется балкой Жако, и когда-то здесь даже существовал небольшой посёлок Псынодаха – на яркой зелёной поляне с противоположной стороны реки у подножия горы при желании можно легко представить маленькие уютные домики.
Вдалеке хорошо видно гору Джангур (высота 1560 метров) – высшая точка Скалистого хребта в этом районе, которая совместно с окружающими её гребнями представляет ярко выраженные известняковые отложения и разрезы юрского периода – знаменитой эпохи динозавров, существовавших всего лишь каких-то 150-200 миллионов лет назад.
Оглянувшись назад, каждый раз можно увидеть совсем новый пейзаж горных хребтов, которые каких-то 5-10 минут назад наблюдал в совершенно ином ракурсе.
Горы постоянно меняют свой вид по мере продвижения рядом с ними. Именно поэтому, когда едешь по горной дороге домой, кажется, что вперёд ехал совсем другим путём – настолько всё выглядит по-другому с противоположной стороны!
А прямо перед нами в хорошую ясную погоду уже отлично видны прекрасные заснеженные хребты Западного Кавказа. Это знаменитый горный курорт Архыз.
В станицу Красногорскую спускается хорошая асфальтированная дорога с капитальным мостом через реку Кубань, однако наша Военно-Сухумская дорога оставляет это сельское поселение на противоположном берегу реки.
Гора Джангур, возвышающаяся над Красногорской, благодаря своей плоской вершине является излюбленным местом для полётов дельта- и парапланеристов.
Станица Красногорская расположена в удивительно живописном месте, где узкая долина реки Кубань прорезает Скалистый хребет.
От горы Джангур в одноимённом урочище Джангур на северо-восток тянется довольно протяжённый скальный обрыв, который имеет одно общее название «Джегутинские скалы».
Одна из окрестных гор с внутренним обвалом в форме кольца так и называется – гора Кольцо. Попробуйте отличить её среди других возвышенностей Скалистого хребта.
Главной достопримечательностью станицы Красногорской, безусловно, является Красногорская сторожевая башня. Казачья крепость была построена здесь ещё в XIX веке в годы Кавказской войны, являясь оборонительным постом Верхне-Никольского укрепления на Кавказской пограничной линии русских войск. Раньше такие башни были протянуты непрерывной цепью на всём протяжении бывшей Кавказской линии, но в наши дни сохранились всего лишь две из них – одна здесь, другая возле аула Каменномост недалеко от города Карачаевск. Красногорская сторожевая башня совсем недавно была отреставрирована, и сейчас здесь располагается историко-архитектурный музей.
От сторожевой башни открывается бесподобный вид на долину реки Кубань и расположенную в урочище Джангур станицу Красногорскую. Ещё каких-то сто лет назад больше 90% населения станицы состояло из казаков, по большей части украинцев. Однако времена поменялись, и в наши дни не меньше половины её населения составляют уже карачаевцы.
Через реку Кубань в станицу здесь перекинут небольшой трубопроводный мост.
Красногорская сторожевая башня, расположенная на крутом возвышении правого берега Кубани, очень хорошо видна с Военно-Сухумской дороги, и необыкновенно красиво смотрится отсюда на фоне «Джегутинских скал» Скалистого хребта.
Мы покидаем станицу Красногорскую и перед нами сразу же открываются обширные панорамы окружающей местности. Впереди, куда уводит наша трасса А155, уже хорошо видны посёлок Правокубанский (справа от дороги) и аул Сары-Тюз (слева от дороги). Там находится Зеленчукская ГЭС, о которой я расскажу вам уже в следующей части своего рассказа, а сейчас за горами мы можем разглядеть лишь две красные макушки уравнительных резервуаров деривационного тоннеля Зеленчукской ГЭС, проложенного прямо внутри горы.
Справа от дороги по-прежнему отлично видны красивейшие пейзажи так называемых «Джегутинских скал». Здесь очень чётко различимо геологическое строение Скалистого хребта: гребень сформирован мощными доломитизированными известняками верхнеюрского периода, в то время как нижняя, более пологая часть склона, представляет собой глинистые сланцы и песчаники среднеюрского периода.
Но не будем серьёзно углубляться в геологию и прочие науки, а лучше ещё раз просто полюбуемся великолепной красотой удивительных скалистых гор Военно-Сухумской дороги.
Слева от дороги очень живописно смотрятся зелёные волны холмов на склонах Скалистого хребта, но та сторона незаслуженно осталась у нас практически без внимания – наверное потому, что она засвечивалась лучами утреннего солнца и ослепляла взгляд, а пейзажи на фотографиях получались недостаточно яркими и насыщенными.
Читать следующую часть
Все части рассказа смотрите здесь:
- Часть 1. Трасса М29 "Кавказ"
Продолжение следует (ещё не дописал)
Другие мои рассказы:
- Дорога из Ростова в Краснодар, которой больше нет
- Из Ростова в Тюмень
- Из Ростова в Москву
- В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом