Пятое издание Мюнхенского отчёта по безопасности, предваряющее одноимённую конференцию, предлагает ознакомиться с европейской перспективой на геополитические вызовы современности. В докладе можно найти много познавательной статистики и соцопросов жителей различных стран по глобальным вопросам современности, Ватфор же постарается передать центральные тезисы.
Авторы документа постулируют, что «либеральный миропорядок», установившийся после конца Холодной Войны, переживает кризис, причём в самый неподходящий момент. Опора миропорядка, «доброжелательная гегемония» США, превратилась в эгоистичного актора, который относится к запятнавшему себя убийством журналиста на территории посольства и бесконечной войной в Йемене КСА лучше, чем к ближайшим союзникам по НАТО. Китай и Россия стремятся этот миропорядок изменить. Союзники США не в состоянии подхватить упавшее знамя либерализма, хотя бы из-за нехватки военных возможностей, пусть даже европейские граждане подавляющим большинством высказываются за общую оборонную политику; вместо «стратегической автономии» у ЕС пока что получается «нестратегическая зависимость». Соответственно, приходят к выводу авторы, нас ждёт трансформационный период, в котором можно надеяться разве что на ограниченный характер конфликтов – ведь если все участники геополитического процесса готовятся к конфликту, то конфликт неизбежен.
Доклад обходится без поиска конкретного виноватого — виноваты, по-своему, все. США перешли к внешнеполитическому соперничеству с союзниками. Китай расширяет своё влияние в имперском духе. Россия ведёт деструктивную внешнюю политику, подрывает «либеральный миропорядок» своими действиями в Сирии и на Украине и пока отказывается идти на разрядку. Европа и прочие союзники США мало того, что не способны ничего противопоставить деструктивным тенденциям, но даже и не пытаются что-то сделать, пусть даже их нерешительность можно понять: «план А» с внешнеполитическими гарантиями от США уже есть и, возможно, всего лишь немного сбоит (по крайней мере, так хочется думать), а «плана Б» не существует.
Во второй части документ рассматривает конкретные страны и регионы «второго эшелона» и их место в мире.
— Партнёрство Франции и Германии, французские интеграционные инициативы и очень осторожная реакция на них в Берлине, вызывающая в свою очередь непонимание в Париже;
— Великобритания, погрязшая в противоречиях Брекзита, и неспособная из-за этого повлиять на внешнеполитические вызовы;
— Канада, разрывающаяся между моральным превосходством и геополитическими решениями;
— Япония, пытающаяся разрешить клубок противоречий из пацифизма, вызовов со стороны Китая, демографии и кризисных явлений в экономике;
— Западные Балканы, с их давними традициями дружбы и взаимопомощи, и китайские и российские действия в этом регионе, конкурирующие с европейским интеграционным проектом;
— Восточная Европа как регион постоянной неопределённости и территория конфликта между Россией и Западом;
— Сахель как регион африканской нестабильности и экзамен для европейских мер по стабилизации;
— Многомерные шахматы Ближнего Востока, с постепенным отстранением коллективного Запада от сирийского конфликта, и вызовом для США в Йемене.
Третья часть посвящена проблемам международной политики. Кроме ставших уже обыденными замечаний о проблеме искусственного интеллекта, гиперзвуке, повсеместной гонке вооружений, кибернетизации и «дронификации» вооружённых сил, доклад затрагивает противоречивые тенденции в международной торговле. С одной стороны, американско-китайская торговая война явно приобретает политические и оборонные измерения, а с другой стороны всё больше стран заключают соглашения о свободной торговле. Одновременно глобализация играет на руку организованной преступности, упрощая логистику контрабанды. Это в свою очередь требует глобализации полицейских усилий, что происходит с переменным успехом и редко ликвидирует причины преступности.
Что ты на это скажешь, Фрэнсис Фукуяма?
Кстати, в отчёте можно найти около дюжины упоминаний «либерального миропорядка» и «миропорядка, основанного на правилах». В чём разница между этими понятиями? По мнению некоторых европейских экспертов, вторая формулировка, возникшая относительно недавно, это ослабление идеологической позиции коллективного Запада: мол, если уже не получается сделать либеральный миропорядок с миром, дружбой и жвачкой, то хотя бы пусть будут всем понятные правила, которым можно следовать. Остаётся вопрос: кто формулирует эти правила?
PS
Мы наблюдали попытки подмять под себя многосторонние институты, размыть их межгосударственный характер, а универсальные нормы международного права заменить неким "порядком, основанным на правилах". Этот термин скрывает стремление изобретать правила, исходя из политической конъюнктуры и в интересах использования их как инструмента оказания давления на неугодные государства, очень часто и на своих союзников.
С. Лавров.