Кто такая Алиса Зиновьевна?
Атлант оказался тяжелым: как по весу (книга в буквальном смысле имеет вес), как по объему, так и по восприятию информации.
Книга не для всех. Слабым духом ее читать не стоит. Глупо говорить, что каждый, кто ее прочитает, многое в жизни поймет и поймет глубину окружающего мира. Это не так.
Нет, это просто суровая правда жизни, что нас окружает и которую так точно передала писательница Айн Рэнд, если читать между строк.
Данный роман стал для американской писательницы российского происхождения последним в её карьере. После его создания в 1957 году она перешла на научную литературу.
Если отбросить желание покритиковать книгу (а таких желающих в сети уйма) и здраво оценить произведение с точки зрения полезности для читателя, напрашиваются следующие выводы:
Язык повествования тяжелый и «черно-белый»: герои либо положительные, либо отрицательные. Либо Атланты, носящие на себе груз проблем других людей, либо эти другие, которые всем своим поведением говорят: «ты должен нас спасти!»
Ключевая идея произведения лично мне показалась такой: поверь в себя, перестань жить и работать для других, расправь плечи и делай всё в первую очередь для себя, жить следует для обретения собственного счастья в жизни, построенного за счёт собственных творческих способностей и таланта. Роман прошит иглой рационального эгоизма.
Книга состоит из трех частей, каждая из которых символизирует законы формальной логики: непротиворечия, исключённого третьего и закон тождества.
Аристотель, сформулировавший закон тождества в трактате «Метафизика», был единственным философом, дань которому писательница отдала в заглавиях частей романа.
Соглашусь с многими критиками, что роман полезен для предпринимателей. На этот счет позиция автора проста: «ты можешь выбирать себе работу, и выбор этот так широк, как силен твой разум». Сам бизнес, пишет Айн Рэнд, «и есть лучшее в предпринимателе», это и «есть то, что нужно защищать».
Законопроекты, которые принимались в Вашингтоне (правительством) были направлены на подавление предпринимателей, ограничение их прибыли.
Правило против хищнической конкуренции не позволяло появляться на рынке новым игрокам. Закон справедливой доли запрещал монополистическую деятельность в нескольких сферах бизнеса, вынуждая продавать бизнес тем, кто его сам не создавал. Были и другие законы (об общественной стабильности, о гарантии средств к существованию), но главным правовым актом стала в романе директива 10 289. Суть законопроекта: оставить в государстве всё как есть: рабочие места, доходы, расходы. Но, страшнее всего для предпринимателей стала обязанность передачи патентных прав на свои изобретения.
Конечно, сказалось, что роман написала женщина: невозможно пройти мимо пропитанной в «Атланте» любви: причем не сколько плотской (а постельные сцены есть), сколько любви к идеальному, возвышенному.
Сюжет романа раскрывается постепенно, держа читателя в первых двух частях в неведении того, что будет в конце. Однако, третья часть своей «кровавой развязкой» ставит большую жирную точку, после которой еще долго перевариваешь прочитанное.
Алиса Зиновьевна (настоящее имя Айн Рэнд) в своем романе более чем наглядно показала, как мир нуждается в творцах, и как скверно он обращается с ними.
Вроде бы всё закончилось положительно, все главные герои остались живы и способны творить производить и создавать. Но что из этого выйдет?